Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

08.03.2021 Деревянное кружево на сибирских окнах

Наличники на окнах…резные, разных цветов, с простыми или замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные. Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей, хранящим историю нескольких поколений. Хотелось бы сохранить эту загадку и красоту нетронутой и в тоже время сделать её родной будущим поколениям.

Что же заставляло в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью, уделять внимание таким непрактичным вещам, как наличники?

Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице".

Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца « из окна в окно золото бревно». Все остальные проникновения через окно считались опасными для человека. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Отсюда множество сохраняющихся до наших дней примет: «Птица в окно влетит - к покойнику», «Дятел постучит носом по наличнику - к смерти или беде».

Существовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Отсюда запрет на выбрасывание мусора через окно. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна привести к кардинальным переменам в жизни, и поэтому никогда не переговаривались через него друг с другом. Кроме того, существовало поверье, что события, происходящие под окном дома в момент рождения ребёнка, увиденные повитухой, определяют всю дальнейшую жизнь новорождённого.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке.

Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц. Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться  договариваться с ней.

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из её имён - берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Без воды нет жизни, от неё зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это всё знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках. Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.

Все эти узоры и образы когда-то имели определённый смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.

       Знаковое строение наличников 

При всём разнообразии домовой резьбы, наличники можно до сих пор встретить не только в деревнях, но и в частном секторе городов, особенно провинциальных. Стиль исполнения может быть совершенно разным, а может, наоборот – похожим, поскольку часто домовую резьбу выполняли «бригады» мастеров, живущих отхожим промыслом.  Начиная с XVIII века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Из сохранившихся элементов домовой резьбы  чаще всего привлекают внимание и сохраняются именно наличники, хотя при фотофиксации, конечно же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота.

Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе, на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее точно прочесть только в контексте.

       Ромб с точками - знак засеянного поля, знак плодородия.
       Ромб, заштрихованный прямоугольник - обозначение земли.
       Точки - семя, «запятые» - прорастающее семя.
      Лучи в кругу, круги, кресты - солярные знаки, восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом, бег солнца - искривлённые линии внутри круга.
      Шестилепестковый знак в кругу - громовый знак.
      Кресты - огненные знаки.
      Волнистые линии - знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь. Вода - символ небесного плодородия, урожая и пути "на тот свет", рубежа между мирами.
      Дерево, «ёлочка» - знак мирового древа.
      Конь - символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу.
      Утка - перевозчик солнца ночью.
      Женская фигура - женское божество, на наличниках - охранительница и т.д.
      Рогатая женщина - богиня - рожаница, трансформированный образ небесной оленихи - подательницы благ.
      Птица - огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц - в том числе - символ брака.
      Знак змеи - имеет отношение к воде.

Каждый наличник, отличается композиционным своеобразием. Наличник состоит из определенных композиционных символов, отражающих модель мироздания:

       небеса и небесные хляби - наличие в навершении наличника четкого обозначение "верхнего неба";

       движение солнца по небосводу - отображение заката и восхода солнца, движение солнца по небосводу с использованием не солярных знаков;  

       средний мир - растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения;

       подземная часть мира - движение солнца по "обратной" стороне земли; течение подводных вод.

Издавна в украшении наличников широко используются  накладные реечки, ромбы, кружочки, зубчики, применяется пропильная резьба. Сочетание пропильной резьбы и накладных элементов с общей хорошо продуманной формой придаёт наличнику чрезвычайную красоту. Наличники имеют определенную структуру, состоят из отдельных частей. Среди них основными являются:

       двухскатное навершение - треугольное навершение наличника, образующее фронтон; простые и сложные фронтоны;

       арочное навершение - дуговое навершение самого наличника, когда фронтон имеет форму дуги; дуговое завершение самой рамы, вне зависимости от типа навершения наличника над рамой;

       плоское навершение - верхние полочка-карниз;

       многоярусное навершение - фронтон наличника из нескольких горизонтальных уровней; чаще — двухъярусное навершение наличника;

       навесные детали - резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника, фестонов над колоннами (боковыми пилястрами) и "серег" под его карнизом;

       боковые колонны - случаи, когда боковые колонны (пилястры) наличника принимают на себя большую часть смысловой нагрузки всего оформления;

       ставни - оконные ставни, как часть наличника;

       завершение - карниз - случаи, когда карниз (завершение наличника), богато украшен резьбой и несет смысловую нагрузку не менее чем навершение наличника.

       Своеобразие наличников Иркутска

Деревянное наследие Иркутска сразу запоминается совершенно иным, нежели в большинстве городов способом резьбы. Объёмная резьба больше всего напоминает лепнину, поэтому Иркутские наличники торжественные, даже театральные: большинство из сохранившихся сделаны в конце XIX века, в расцвет эпохи ампира. Однако примечательны эти наличники не только этим. Размер, вот что бросается в глаза. Распахнутые ставни визуально увеличивают размер в ширину, а исполинских размеров оголовок, навершие наличника в полтора раза увеличивает его реальный размер.

     Во-вторых, конечно — здесь все наличники со ставнями.
     В-третьих, Иркутский наличник ни с чем не спутаешь — кроме навершия невероятной величины, его ещё и венчает подобие геральдической лилии с завитушками.
     Всё это в купе с потрясающей профильной резьбой делает Иркутский наличник из ряда вон выходящим и узнаваемым.

     Что замечательно в Иркутских наличниках, что многие владельцы их очень редко красят, поэтому непокрытый за сто лет двадцатью слоями краски узор вполне читается и очень красив. Что грустно в них же, что непокрытое краской дерево конечно же плохо сохраняется.

Почти все наличники здесь — сохранившиеся с XIX века. И это не памятники архитектуры, а жилые дома почти  в центре города.

Не так уж и далеко от Иркутска расположен мой родной город Зима. А наличники на окнах говорят – далеко. Иркутск – большой город, наличники нарядные, парадные. В Зиме же немного другие формы и  символы: более крестьянские, ближе к земле, к солнышку. Оконные проемы, украшенные наличниками, шире и выше. Во всем чувствуется основательность, утяжеленность фрагментов и символов. Возможно, это связано с особенностями крестьянского быта, которому присуще желание сделать надежную и прочную вещь, которая будет служить веками. В тоже время их символика и внешнее оформление совпадает с  наличниками из Батамы: есть и берегиня, и ромбы с точками, как знак земли, прослеживаются и змеиные мотивы. А в структуре зиминских наличников часто встречаются резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника и "серег" под его карнизом. Основной формой наверший наших наличников, по моим наблюдениям, являются - двускатное и плоское навершия. 

Наличники дома купца Бутовича в городе Зима Иркутской области

Как сегодня по наличию небоскрёбов определяют крупные индустриальные центры, так и сто лет назад наличие двухэтажной постройки в нашем городе говорило о его индустриализации, современном облике и статусе уже не села, а города. Почти вековую историю имеет деревянная постройка, искусно украшенная деревянной резьбой – дом Терентия (Юстина) Бутовича в Зиме. Представитель купеческого сословия, Т. Бутович  внес в архитектурный облик сибирского провинциального городка нечто, что до сих пор вызывает разговоры и споры среди потомков. Дом Бутовича, выстроенный по приказу владельца по голландской технологии – на просмоленных лиственничных столбах, вбитых в землю, пережил революцию, гражданскую войну, становление советской власти, Великую Отечественную и перестройку общества сознания, И все же нам повезло, зиминцы имеют возможность лицезреть исторический архитектурный памятник до сих пор. Автор деревянных кружевных узоров – уникальный мастер – самоучка – столяр Иван Смирнов, его потомки живут в нашем городе по сей день.

Белый иней на окнах села Батама

Наличники села Батама отличаются своеобразием и в то же время несут единый символический смысл. В узорах наличников села можно встретить повторяющиеся мотивы: травянистый орнамент, берегинь, знаки земли и плодородия, в отдельных фрагментах солярные знаки, очертания животных. Наличники в большинстве однотонные, не разноцветные, преобладает белый цвет. Со слов жителей стало известно, что в основном все наличники в селе делал один мастер (самоучка) - Вячеслав Степанович Шелковников, этим объясняется их сходство.

Особенностью наличников села Батама является их ажурность, белый цвет придает воздушность, ощущение инея на окнах домов

Деревянные узоры наличников, украшения крыльца составляют единый ансамбль, объединенный общей символикой. Отличительной чертой батаминских наличников является обязательное наличие солярных знаков. Я думаю, это связано с языческими верованиями народа, потому что символ солнца издавна считался символом плодородия, благополучия, домашнего очага.

В тоже время присутствуют и основные магические знаки: берегини, знаки земли, воды, огня, змеиные знаки.

Обобщая собранный материал, можно абсолютно точно сказать, что резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.

В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками  из городов, многие дома утрачивают свой первоначальный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не наяву, то хотя бы на фотографиях, чтобы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их прадеды.

 

           Автор: Анна Дмитриевна Ликшина,

           Учитель истории,  МБОУ «СОШ №7»

           города Зима Иркутской области

ЛИТЕРАТУРА

1. Ащепков Е. А., Русское деревянное зодчество, Государственное издательство

архитектуры и градостроительства, М.; 1950., 231с.

2. Болдырев-К а з а р и н Р.И., Народное искусство в Сибири, Вост.-Сиб.Изд., Иркутск. 1889, 197с..

3. Будинский П. И., Заселение Сибири и быт ее первых поселенцев, Харьков.

1889., 246с.

4. В о р о н о в В.В., Крестьянское искусство, ОГИЗ.: 1994, 139 с.

5.  Ефимов А.В., «Колористика города Наличники Иркутска с конца XVIII века до начала XX века » , М.:1998., 270 с.

5. Забелин И. Е., Черты самобытности в древнерусском зодчестве, М.; 1900., 357с.

6.Серебренников И. И., Памятники старинного древнего зодчества в Иркутской области, Иркутск 1975., 289 с.

7. Соболе в Н. Н, Русская народная резьба по дереву, М.: 1934, 190 с.

8.Газета «Новая Приокская Правда». Статья «Кружева судьбы». От 16 апреля.2014 г.

http://www.symbolarium.ru/

http://allsymbols.ru/simvoly-simvolov/vosmiluchevaya-zvezda.html

http://www.dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1338.html

http://www.liveinternet.ru/users/5013487/post272035791/

http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html

 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.