Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

08.12.2018 Человек, подаривший мечту

В детстве у меня был фотоаппарат СМЕНА, подаренный родителями мне на день рождения. Вместе с ним я стал обладателем домашней фотолаборатории с фотоувеличителем, бумагой, химией, ванночками и красной лампой. Чёрно-белая плёнка «СВЕМА» на 36 кадров за 35 копеек покупалась на карманные деньги вместо школьных обедов и наивкуснейшей котлеты на кусочке чёрного хлеба. Ограниченное количество кадров на плёнке заставляло обдуманно относиться к съёмке и запечатлеть самые важные, по меркам школьника, события и предметы, к которым относились, например, дом и деревья вокруг него, всеми любимый пёс, категорически отказывавшийся смотреть в объектив, бабушкин кот, смотревший в объектив смело и не моргая, вся родня, застигнутая за домашними делами, одноклассники, городские улицы, праздничные демонстрации и всё, что делалось своими руками на Станции Юных Техников и дома.

Просматривая эти плёнки и восстанавливая то, что можно восстановить я наткнулся на один кадр.

Стол у окна в нашей гостиной комнате. Свет из окна падает на стол, своей яркостью засвечивая правый верхний угол кадра и делая весь снимок каким-то фантастически ярким и весенним. А на столе, почти растворяясь в этом солнечном свете, стоит модель самолёта, гордо задравшего нос и отблёскивая своей прозрачной кабиной. Я вспомнил его, один из моих первых самолётов, собранный своими руками, на котором я впервые полетел, да, именно так. Я подносил его кабину близко-близко к правому глазу, зажмурив левый, создавая впечатление, что я сижу в его кабине и кружился так во всевозможных пируэтах по комнате, взлетая и падая, преследуя врага и стреляя из пушек. Вы не летали так в детстве? Попробуйте, это восхитительно…

Я влюбился в авиацию благодаря этому маленькому самолёту, сохранившемуся мне на память на той плёнке. Все дальнейшие увлечения, выбор профессии, знания и умения связаны неразрывно с теми первыми самолётами.

Сохранились у меня альбомы с моделями, сохранились обложки от первых собранных моделей, сохранилось название фирмы «Пеленг» из города Тула и имя автора моделей с его напутственным вступительным словом, описанием прототипа и процесса сборки…

Своё первое письмо, адресованное Ксандопуло В.А. в город Тула, я написал, когда оканчивал Московский Авиационный Институт (МАИ) и в голове витала идея создания своих моделей самолётов, а в период написания диплома очень хотелось сделать масштабную модель мной спроектированного самолёта для дипломного проекта. 

Я был невероятно счастлив, получив ответ на своё письмо от человека, которого я считал своим вдохновителем, учителем, родственным по духу и интересам. Эту радость трудно передать сейчас, когда мы получаем мгновенно сообщения от кого угодно из любой точки планеты. А тогда это письмо было прочитано и перечитано не один десяток раз, это было событие, радостное и яркое.

Мы обменялись тогда несколькими письмами, из которых я узнал о процессе создания моделей.

Я узнал, как делались развёртки деталей по деревянной модели, как прорисовывалась каждая деталь и надпись вручную, как создавались рисунки и схемы сборки. Для нас сейчас, использующих инженерные и дизайнерские программы при создании моделей этот процесс кажется каким-то фантастическим, но, несомненно, доказывающим настоящую преданность, самоотдачу и любовь к своему делу. Такое отношение к делу не могло остаться незамеченным и модели «Пеленга» были невероятно популярны в начале 90-х среди моделистов по всей стране и за рубежом. В те годы мы просиживали часами после школы и в период каникул за столом, склеивая модели, наблюдая за волшебством превращения плоских деталей в красивую объёмную модель. Маме приходилось выгонять на улицу подышать воздухом, но как тут оторваться…

Эти модели стали настоящей отдушиной в те очень сложные годы. Они помогли сделать правильный жизненный, профессиональный выбор тысячам ребят, спасая тем самым инженерный и конструкторский генофонд страны от исчезновения. И это не пафос. Я лично могу привести десятки таких примеров.

Сейчас на различных форумах и сайтах посвящённых моделизму вы всегда встретите тех самых ребят, уже повзрослевших мечтателей, кто начинал свой путь в моделизм, в том числе, с моделей «Пеленга». А сколько этих «ребят» стали инженерами, конструкторами, военными, историками, учителями, пилотами? Они стали настоящей гордостью страны, на которых возлагается сейчас надежда возрождения и спасения страны.

По сети сейчас «расползлись», так называемые, «сканы» моделей «Пеленга» и вы их можете встретить. Я знаю, что многие их печатают и собирают до сих пор и дают своим детям для сборки. Мне хочется донести какая история стоит за каждой такой моделью. Это история жизни человека, его знаний, умений, талантов, мечты, любви, трудолюбия. Вот, что вы должны знать, помнить и ценить, беря в руки эти модели.

Эта осень подарила мне очень радостное событие. Я получил ответ на своё письмо, адресованное, как и несколько лет назад, Ксандопуло В.А.

Владимир Анестьевич жив и здоров. Он живёт со своей семьёй в Туле. Я благодарен его дочери Анне за то, что она откликнулась на мои письма и помогла установить связь с этим замечательным человеком.

Дадим слово герою нашего повествования. Знакомьтесь с человеком, подарившим нам мечту, Ксандопуло Владимиром Анестьевичем.

Владимир Ксандопуло, 1958 г.

«Авиация влекла меня с детства. Мой отец прошёл всю Великую Отечественную войну в качестве врача Авиационного полка, сопровождая лётный состав от Калинина до Восточной Пруссии. Его боевой путь закончился в апреле 1945 года после того, как снайперская пуля, раздробив височную кость головы, лишила его глаза. Всё моё общение с отцом, все его воспоминания о военных действиях были связаны с авиацией и небом.

В 1952 году мне посчастливилось попасть в пионерский лагерь Артек. Помню, что на площадке, рядом с линейкой стоял настоящий истребитель Як- 9У, который просто поглотил мое внимание. Я тут же записался в кружок моделирования, где кроме общих знаний по аэродинамике, были уроки натурного моделирования – комбинации из фанеры, бумаги, картона и проволоки. В 14 лет я заболел мечтой получить профессию, связанную с самолётостроением.

В 1956 году, при поступлении в МАИ, я не добрал одного балла для зачисления на факультет самолётостроения и пошёл учиться в Тульский Механический институт. После двух лет учёбы, я перевёлся в Харьковский Авиационный институт (ХАИ). Но через какое-то время обстоятельства вновь сложились так, что с мечтой об авиации приходилось расставаться. Умерла от туберкулеза моя мама, врач-педиатр, а её родители, мои дед и бабушка, требовали ухода, и мне пришлось вернуться в Тулу. Заканчивал я Механический институт.

Взрослая, ответственная жизнь, женитьба, обязанности по службе, дети – всё это на годы отодвинуло юношеские мечты. С началом «перестройки», когда начали ощущаться экономические трудности, и жизнь бросала массу вызовов, я решил попробовать новые для себя области деятельности. Был образован кооператив, который мог бы дать возможность реализовать мои инженерные мечты и фантазии, хотя к самолётостроению продукция наша отношения пока не имела. Новым толчком навстречу детской мечте стало посещение мною одной из отраслевых выставок в Подмосковной Сетуни, где демонстрировались новые образцы оборонной техники. В этот год был представлен истребитель МИГ-29. Неожиданно пришло желание попробовать воссоздать эту красивую машину в виде модели. Нужно сказать, что до этого момента я регулярно собирал руские МИГи и немецкие «Мессеры» польского производства, с которыми при сборке бывали серьёзные проблемы. Вот, пожалуй, тот самый момент, который можно считать началом «Пеленга». Проведя оценку специфических технологий, уже через 4 месяца мы смогли выпустить наши первые модели. 

За мою жизнь, мне приходилось раз десять менять профессии, и я должен сказать, что деятельности сложнее, скрупулёзнее и ответственнее, чем разработка и производство моделей, я не встречал.

Моделирование – это процесс, который требует необыкновенного терпения, аккуратности и трудолюбия, но даёт он намного больше, чем требует…»

Я возьму на себя право поблагодарить настоящего авиатора, моделиста, инженера, мастера своего дела – Владимира Анестьевича Ксандопуло от имени тысяч моделистов нашей страны и зарубежья.

На сегодняшний день Владимир Анестьевич почётный участник Общества Друзей Воздушного Флота и его имя включено в списки людей, внёсших неоценимый вклад в развитие авиации России.

Самое главное, что у нас с вами есть возможность общаться с этим удивительным человеком, сохранились тиражи выпущенных им моделей и они, несомненно, достойны вашего внимания.

Есть планы на будущее и продолжение истории и дела «Пеленга».

Обязательно, в очередной поездке на Донбасс, познакомим ребят с этими моделями.

В Москве будем собирать их на, уже традиционных, мастер-классах.

Вдохновение, которое я испытываю от общения с такими людьми, их пример и опыт, осознание, что они есть рядом, помогает мне не опустить руки в очень непростые периоды жизни.

Мне хочется верить, что настоящей элитой нашей страны станут инженеры, конструкторы, изобретатели, учёные, розмыслы, как называли их в древности, настоящие солдаты и офицеры, честные историки, люди созидательного труда, а не самозваная, наглая, пошлая, циничная, жадная и тупая, называющая себя «элитой», горстка людей.

Эта вера укрепляется благодаря нашим учителям и вам мои дорогие единомышленники.

Вы можете написать письмо, адресованное Владимиру Анестьевичу, по адресу cardkit.ru@ya.ru Мы, в свою очередь, передадим ему.

Уверен, ему будет очень приятно прочитать ваши тёплые слова и узнать ваши истории.

Статья "Человек, подаривший мечту" в формате PDF


© Аверьянов Владимир
Ноябрь 2018


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.