Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

10.09.2017 Чтение знаков руских рунических текстов

Целью настоящей работы является прочтение средневековых и древних надписей связанных с культурой славянов-русов и её истоками. Для исследования избраны тексты на камнях и вещах быта, обнаруженные на землях России и Беларуси и отнесенные к руническим надписям. К чтению принимались только явные надписи, однозначно рукотворного нанесения. Чтение неявных надписей, составляющее очень важную и интересную задачу, оставлено за рамками настоящей статьи.

Одной из задач исследования являлась проверка опытным путём правильности избранной нами методики чтения.

Европейские руноведы опубликовали изрядное количество работ, например, [1, с. 15], посвященных возникновению, истории и исследованию памятников древней рунической письменности Северной и Западной Европы. При этом многие находки в землях славян, в том числе и Руси ими игнорировались или считались завезёнными из Европы. Интересно, что в примечании издателя упомянутой работы [1, с. 154, п. 4.], к.и.н. А.А. Хлевова, приводится ряд находок предметов с руническими надписями из земель Руси, включая и Малороссию.

Наукой длительное время в качестве первого вида письменности на Руси признавалась «кириллица», введённая Кириллом (Константином) и Мефодием. В последнее время появляется всё больше работ, посвящённых различным видам докирилловского письма. Среди различных видов докирилловского письма, таких как протокириллица (руны Рода) и глаголица, особое место занимает наиболее древнее из них, руны Макоши, представляющие собой слоговое письмо. Азбука подобного вида письма впервые была издана в 2000 году [2, с. 91, рис. 82]. Для решения задач нашего исследования мы избрали методики чтения знаков древних рунических текстов славяно-русов, разработанные д.ф.н., академиком РАЕН В.А. Чудиновым. Методики позволяет прочитывать большое количество текстов, а также истолковывать получаемые результаты [3, с. 19, 77].

Под руническим письмом будем понимать вид знакового письма, в котором каждый знак представляет собой отдельный слог. Славяноруское слово «руно» означает целостность, составленную из множества единичного. Руское руноведение использует только понятия на славянской, руской корневой основе, целенаправленно уходит от латинизмов в отношении руских рун, полагая их более раннее происхождение, чем латинская азбука. Рунический состав представляет слоговую азбуку, знаковую азбуку. На рисунке 1 представлен её состав. Нами он дополнен несколькими вариантами написания некоторых знаков, полученных в ходе исследовательской работы: прочтения руских рунических текстов. На рисунке они выделены красным цветом. 

 

Рисунок 1. Азбука руских рун Макоши (руническая азбука Макоши)  

Ещё в 19 столетии Егор Классен в своей работе [4, с. 7] дал описание великого прошлого славян и славяно-русов, их городов, письменности, военного дела, промышленности, торговли, образования и нравственности. За время прошлого 20-го столетия наукой, прежде всего археологией, было выполнено большое количество работ. Полученные результаты подтверждают высокий уровень духовной и материальной культуры и ремёсел древней Руси и славянских земель. Результаты исследований изданы в большом количестве источников, часть которых приведена в [5, с. 3].

На рисунке 2 представлен снимок перстня князя Рюриковича. Предмет впервые показан на выставке «Клады Руси», которая проходила весной 2016 года в Михайловском замке Государственного Руского музея в С. Петербурге. На первый взгляд, перед нами растительный узор. В действительности это и подобные начертания представляют собой сложное изображение, соединение в целостность нескольких знаков рун Макоши, образующих высказывание из нескольких слов. Под понятием связка будем понимать знак любого вида письма, образованный соединением двух или более начертаний.

Рисунок 2. Перстень князя Рюриковича

На рисунке 3 показано чтение этого знакового соединения. В первой строке выписаны части узора, во второй строке – знаки азбуки рун (рис. 1), которым они соответствуют, а в третьей – перевод на современный руский язык. Окончательное прочтение следующее: «Ты же свята Русь». При истолковании был использован опыт и методика чтения подобных знаков на перстнях рюриковского времени Руси, подробно изложенные в [2, с. 122]. Важным явилось определение направления чтения. В рассматриваемом случае сверху вниз и слева направо. Подобный порядок сохранён при прочтении последующих надписей.

Рисунок 3. Чтение надписи на перстне

На рисунке 4 показана руническая надпись из Беларуси, опубликованная в [6, с. 2]. На рисунке 5 текст рассмотрен порядок прочтения срединной части надписи. Изображение образа воина представляет собой связку из нескольких рун. Окончательное чтение на современном руском языке звучит как «Вот целый князь».

На рисунках 6, 7, 10 и 11 представлены две надписи, обнаруженные на камне в одной из местностей Карельского перешейка. Снимок, представленные на рисунках 7 и 11, были выполнены исследователем для того, чтобы рассмотреть возможные знаки в более широком охвате изображения и определить возможные изменения натуры со времени выполнения снимков показанных на рисунке 6 и 10.

Рисунок 4. Руническая надпись из Беларуси

Рисунок 5. Чтение рунической надписи из Беларуси

На рисунке 9 показано чтение первой надписи на карельском камне. Окончательное чтение: «Сварога молем».

Снимок на рисунке 11 охватывает, кроме основной, левой, и правую часть 2-й надписи на карельском камне. Окончательное чтение: «Русь Лада, дева – бог» (рис. 12).

Рисунок 6. Первая надпись на карельском камне

Рисунок 7. Первая надпись на карельском камне. Снимок А.В. Шумского

Рисунок 8. Первая надпись на карельском камне. Прорисовка А.В. Шумского

Рисунок 9. Чтение первой надписи на карельском камне

Рисунок 10. Вторая надпись на карельском камне

Рисунок 11. Вторая надпись на карельском камне. Снимок А.В. Шумского

Рисунок 12. Прорисовка и чтение второй надписи на карельском камне

В представленной работе два натурных снимка (рис. 7 и рис. 11) выполнены исследователем. В остальных случаях приведены наиболее удачные снимки, выполненные другими учёными. Сделать собственные снимки этих надписей в более высоком качестве не представилось возможным. В числе причин можно назвать трудность создания в полевых условиях освещения нужной направленности, усиливающего контрастность линий изображения. Дополнительные средства, такие как расчистка изображений с помощью щёток, использование присыпки или жидкости для усиления контрастности изображения, нами не применялись, чтобы не нанести вред подлиннику.

Таким образом, описанные примеры чтения надписей указывают на их историко-культурную принадлежность славянорусам. Полученные результаты прочтения подтверждают правильность избранной и развиваемой нами методики чтения, а также удовлетворительную полноту руской рунической азбуки.

Исследователь благодарит В.А. Чудинова за советы по чтению, а В.А. Пешеева - за поддержку в устроении полевых работ.

 

Шумский А.В.

 

Список литературы:

1. Вебер Э. Руническое искусство. Пер. с нем. Скопинцевой Е.М. – СПб.: Изд. группа «Евразия», 2002. – 160 с.

2. Чудинов В.А. Славянская докирилловская письменность. История дешифровки. Часть 2. – М., 2000. – 92 с.

3. Чудинов В.А. Русские руны. Издание второе. – М.: ИП Бурина А.В., 2012. – 456 с.

4. Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-русов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. Выпуски 1-3. 1854-1861. Изд. четвертое. – М.: Белые альвы, 2011. – 320 с.

5. Культура славян и Русь. Сборник посвящен 90-летию со дня рождения академика Б. А. Рыбакова. – М.: Наука, 1998. – 541 с.

6. Зарождение рунической письменности в России. http://subscribe.ru/group/razumno-o-svoem-i-nabolevshem/10521402/. Обращение 26. 10. 2016 г.

 

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры». АНО ВПО «Смольный институт Российской академии образования».

 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.