Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

25.07.2017 Мир образов руской прялки

«В нашем обыденном восприятии прялка - простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Её украшали резьбой и росписью только за тем, чтобы она своим видом радовала пряху и скрашивала ей скуку тяжёлого, монотонного зимнего труда. Наивное крестьянское искусство… Но если мы лишь слегка приподнимем завесу кажущейся простоты, лишь чуть-чуть заглянем в глубь исконных смыслов этой резьбы и росписи, перед нами откроется огромный мир образов, создававшихся нашими далёкими предками много тысячелетий тому назад.

Вот перед нами обыкновенная мезенская прялка, расписанная где-то в середине прошлого века безвестным мастером. На желтоватой охристой поверхности идут рядами: красные птицы-утицы или лебеди, тонконогие олени с ветвистыми рогами и такие же тонконогие красные кони, отличающиеся от оленей разве что отсутствием рогов. А между ними полосы из ромбов, косых крестов, свастик, зигзагов. Всё очень просто, использовано всего три цвета - жёлтый, красный и чёрный. Одним словом - незамысловатое творение руского крестьянина, жившего сто лет назад в далёкой северной деревне и не обременённого всякими премудростями.

Но вспомним, что писал об этих мезенских прялках в 1924 году Василий Сергеевич Воронов - один из самых ярких исследователей руского народного искусства: «Чрезвычайно любопытно отметить, что орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени: указанный узор можно решительно сопоставить с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон». Вазы стиля «Дипилон», с которыми сравнивал мезенские прялки В. С. Воронов, были найдены на Дипилонском некрополе (кладбище) в Афинах и относились к IX - VIII вв. до н.э. Они старше любой из мезенских прялок почти на три тысячи лет. Но самое удивительное здесь то, что росписи руских прялок XIX века в своём образном строе архаичнее орнаментации древнегреческих ваз. Правнучка на самом деле оказалась прабабушкой. Такие вот удивительные дела.

И перед тем, как спуститься по ступеням времени в глубины тысячелетий, туда, где рождались многие образы, запечатлённые на руских прялках, хотелось бы вспомнить рассказ известного архангельского мастера Александра Ивановича Петухова, приведённый Александром Миловским в книге очерков о народной культуре «Скачи добрый единорог»: «Думали люди в старину, что основателем каждого рода, дворища был домовой, и согласно поверью, для того, чтобы его задобрить, нужно вырезать из дерева его фигуру, и непременно пятьюдесятью двумя прикосновениями к дереву ножа или топора, ни больше, ни меньше, - по числу недель в году. Вот и выходило не очень гладко даже у самого удалого мастера, а что уж говорить про не слишком сноровистого? Поэтому искусствоведы и решили, что такая нетщательная обработка, почти что неряшливость, и есть характерная черта руской народной скульптуры. А это неверно, это просто незнание истинных её истоков... Ставили во времена далёкие на дороге столб высотой метра четыре-пять - скульптуру духа-хранителя, и отпускалось на это триста шестьдесят пять прикосновений инструмента к дереву - сколько дней в году. Вот и попробуй бревно обтесать так, чтобы фигура аккуратная вышла.

В захолустных деревнях ещё в начале нынешнего века стояли такие идолы, а секреты эти никому не рассказывали. За каждым ударом по дереву слово стояло - заклинание. Если сделать идола за триста шестьдесят ударов, то на пять дней в году деревня останется беззащитной от моров, пожаров, наводнений. Если хоть один лишний удар топором сделать по ошибке - заклинания теряли силу, и деревня на весь год была подвержена всем напастям. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего».

Велик и вечен народ, который помнит своё прошлое и чтит своих Предков. И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так отправимся же по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших Предков - мир образов старинной руской прялки.

Скачать книгу. «Мир образов руской прялки». Автор - Жарникова Светлана Васильевна.

Издание «Руские прялки» знакомит с богатым собранием руских прялок из различных районов России, насчитывающим около тысячи экспонатов. Эта коллекция создавалась трудами нескольких поколений сотрудников Руского музея, его Отдела народного искусства, принимавших участие в этой работе реставраторов. В ней представлены в основном северные области России и Поволжья.

Скачать книгу. «Руские прялки». Автор текста - Тарановская Наталья Васильевна.

© Методический центр «Древо Рода»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.