Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

13.06.2017 Руская народная вышивка

Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов руского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме.

Художественный, образный язык орнамента руской народной вышивки многообразен. Выполняя задачу на первый взгляд декоративного значения, он зачастую является средством выражения народного мировоззрения, одним из проявленных элементов Родовой памяти

Руская народная вышивка отображает извечную связь человека с Природой и утверждает единую основу всех существующих образов. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке…

Под воздействием времени эти образы могли менять своё содержание и функции, внешнюю конфигурацию, однако жизненно важные представления, нравственные и эстетические, всегда оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.

В раскрытии семантики орнамента руской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не всё остаётся выясненным. Расшифровка его древней семантики составит задачу не одного поколения учёных.

Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы - мужчине или женщине. Возрастные различия и семейное положение также отражались в вышивках (особенно головных уборов) у большинства народов.

Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. Её изучению этнографы уделяют особое внимание. Название узора может происходить от техники выполнения, от материала, нередко термин указывает на место его происхождения - откуда его заимствовали (удалъской узор - из с. Удали; поэтому же принципу возникло название микитинъской узор и др. – из книги «Орнамент руской народной вышивки как историко-этнографический источник», ссылка ниже).

Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением руского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей.

Современные мастерицы, открывая тайны Родовой памяти и по сей день создают не просто красивые вещи, а произведения искусства, обладающие обережной силой.

Так мастер вышивки и писанкарства Божена Филатова рассказывает о значении вышитых вещей:

«Полотно – это проявлений мир, то есть мир Яви. Вышивка на нём – это информация из мира Прави. Вышивальщица получает её от Богов и от своих предков. Эта женщина чувствует и знает, что она пропускает божественную энергию, энергию Живы, жизни.

Нить выступает в качестве нити судьбы. Когда нить начинает путаться, это говорит о том, что вышивальщица о чём-то не том подумала, и нить возвращает её мысли назад.

Игла выступает в качестве волшебной палочки. Все мы хотели в детстве быть феями, иметь волшебную палочку, которая осуществляет наши желания. Так вот, когда мы держим иглу, мы пальцы собираем вместе, и тогда энергия концентрируется на кончике иглы. Мы выступаем проводниками энергии и, нанося вышивку, мы закладываем нужные нам образы в изделие. Это и есть магия вышивки.

Перед тем, как начинать вышивать, мы должны обязательно заговорить свой инструмент: кладём иглу себе на руку, закрываем руками, зовём Свет Рода Всевышного, Живу-матушку. Чувствуем поток энергии, который входит в нашу макушку, это тепло начинает разливаться по нашему телу. Мы знаем, что в наших ладонях сейчас находится игла, мы её уже не чувствуем, она слилась с нами воедино.

Представляем образ того, что мы держим сейчас иглу в качестве волшебной палочки. Видим перед собой образ, который мы хотим воплотить в вышитую вещь, для чего мы будем её вышивать, для кого она предназначается, какие образы мы будем туда закладывать.

Представляем, что будет исцелять либо усиливать какие-то наши качества, гармонизировать нас. Смотрим, как мы этой иглой начинаем вышивать это изделие. Мы его вышиваем, смотрим, как у нас красиво всё получается. В этот момент в нас просыпается Родовая память, память прошлых жизней. Всё задуманное у нас осуществляется, видим, как образ уже воплощён.

Затем представляем, что мы используем эту вещь по назначению, и те мысли, которые закладывались в вышивку, воплощаются в жизнь. Возвращаемся мыслями в свои ладони, отпуская образ. И говорим себе такие слова:

«Иглу свою заговариваю – на здоровье, на радость благословляю. Пусть мысли мои осуществятся, пусть все те образы в жизни исполнятся. Пусть будет так во веки веков, как вечный камень алатырь»

Мысленно на ладонях трижды рисуем перуницу, алатырь. Чувствуем, как из наших ладоней выходит алатырь, и сияние этого алатыря, начинает разливаться вокруг нас, вокруг места, где мы находимся, входит в Матушку Землю, и Земля укутывается этим сиянием. Затем отпускаем алатырь, который начинает кружить вокруг нашей головы. Пусть сквозь наши руки идёт божественная энергия, пусть сила предков прибудет с нами воедино. Отпускаем этот образ, возвращаемся к нашим рукам, чувствуем их. Делаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза.

Вот так превращается простая игла в волшебную, с помощью которой женщина воплощает свои желания.

В зависимости от нашего намерения у нас должен быть набор вышивальных игл: более короткая, более длинная, более толстая, более тонкая. В то время, когда мы пользуемся иглами, мы не имеем права передавать их даже своим дочкам. Каждая игла должна иметь своё место, где она хранится – это может быть или футляр, или ткань. Когда игла находится в чистой белой ткани, эта ткань снимает информацию с неё и очищает её. Ведь игла забирает все злые намерения, негативные мысли, и её нужно очищать. А белое полотно, на котором нет никаких изображений, забирает отрицательную энергию и очищает иглу, поэтому лоскутки, где хранилась игла, очень часто теряются.

Пяльцы наши предки не использовали, вышивали только на руках. Пяльцы имеют такое же свойство, как и защитный обрядовый круг, через него ничего плохое не может зайти внутрь круга. Пяльцы – это круг, и потому мы не можем подпитать энергией жизни, Живы тот образ, который мы вышиваем внутри круга. Кроме того, когда женщина вышивает на пяльцах, она постоянно втыкает иглу вниз полотна, что символизирует Навий мир. А ведь смысл вышивки – проводить в Явный мир энергию из мира Прави...»

У нас на сайте в формате PDF можно скачать книги о руской народной вышивке, которые, несомненно будут полезны как начинающим, так и опытным вышивальщицам:

«Орнамент руской народной вышивки как историко-этнографический источник». В книге рассматривается техника выполнения вышивки, её сюжеты и семантика орнаментальных мотивов. Автором – Гали Семёновной Масловой – выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, а также на широкий круг читателей, которым интересна данная тема.

«Изобразительные мотивы в руской народной вышивке. Музей народного искусства». Коллекция русской народной вышивки Музея народного искусства - одна из самых значительных среди других в музейных собраниях страны. Здесь хранится большое количество украшенных вышивкой предметов крестьянского и городского быта и одежды XVIII - начала XX века, собранных почти по всей территории России. Наиболее полно представлены произведения крестьянского искусства из „заповедника" нашей национальной культуры - с Севера России, среди которых в изобилии встречаются лицевые изображения растений, птиц, животных и человека.

«Руская вышивка и кружево». В данном альбоме, предлагаемом читателю, в двух самостоятельных разделах «Русская вышивка XII – начала XX века» и «Русское кружево XVII – начала XX века» показаны лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюмы Государственного Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность.

«Сокровища руского орнамента». Это наиболее полное на сегодняшний день исследование руского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения тех или иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома. Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, месту их расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу. В основном описываются различные орнаменты женской одежды как североруской, так и рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешней среде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике. В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающими в бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.

«Строчка и вышивка». Автор этого скромного практического руководства по вышивке, изданного в далёком 1953 году, — известная художница-вышивальщица, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель Тарусской фабрики художественной вышивки — Маргарита Николаевна Гумилевская (1895—1985). На основе изучения народной вышивки в основном Калужской области, она разработала стиль и направление художественной вышивки. Советские народные художественные промыслы рассматривались автором как "народное искусство сегодня". Книга представляет интерес в качестве первоисточника и уже исторического свидетельства о развитии советской художественной вышивки середины XX-го века. Технические объяснения швов и вышивальных приёмов также интересны, поскольку теория вышивки как наука ещё и не начиналась и в специализированной литературе царит терминологический хаос. В связи с последним, воззрения корифея советского декоративно-прикладного искусства, изложенные ею самой, имеют немаловажное значение.

«Ручная и машинная вышивка». Подробно изложен процесс обучения ручной и машинной вышивке от простых приёмов и швов до сложных. Представлены различные виды вышивки, характерные для руского народного творчества. Текст сопровождается чертежами швов, рисунками руской народной и современной вышивки, фотографиями лучших образцов изделий. 

 

© Методический центр «Древо Рода»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.