Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

Контактный телефон

8 (916) 806-79-81

Поделиться с друзьями

Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку

Каталог товаров

Как оплатить

07.07.2017 Опыт использования древних знаков в обучении детей

Руское народное искусство до наших дней сохраняет значение живого образного наследия, выражает исконную культуру нашего народа, черты и представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землёй, Родиной. На этом поле воззрений вдруг обнаруживается, что у современных детей, особенно городских, нет выраженного ощущения своей народной принадлежности: наша «цивилизованная» действительность стирает народные различия. И исконная культура своего народа воспринимается так же, как и любая другая — отстранённо, как «чужая», не имеющая отношения к своему родному дитяти. Поэтому обращение к истокам народного искусства очень важно в нравственном и роднолюбческом воспитании, в разностороннем развитии растущего человека

Опыт показывает, что начальное изучение языка высокого искусства, наиболее успешно решаются на материале руской народной культуры. Этот безценный материал обладает нравственной, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт сотен поколений и рассматривается как часть материальной и духовной культуры. Он способствует глубокому воздействию на мир ребёнка в силу своей самобытности, заключающейся в образно-чувственном восприятии мира. Украсность, выразительность цвета и пластики, узорчатость и разнообразие материалов – вот характерные признаки произведений народного искусства.

Знакомство наших деревенских ребят с вещным миром крестьянского быта происходит не только по книгам, картинам и снимкам. У многих в семьях ещё сохранилась старинная утварь, украшенная резьбой и росписью. Это и кади для воды, жбаны, бураки, ярко раскрашенные коромысла, расписные сани, расписная деревянная посуда – ковши, чашки, ложки различной величины и назначения, а также миски, сундуки, даже прялки…. Такие предметы, хранящиеся в местном деревенском музее особенно ценны, т.к. осуществляют связь поколений, идущую из глубины веков до наших дней.

Народное искусство сохранило знаки и знамения, образы и картины глубокой древности, восходящие из глубин древнейшего земледельческого искусства, богатого космическим, духовным содержанием.

Древними знаками изобилуют культовые и бытовые вещи руского Севера, Архангельской области – коробья, сундуки, прялки – северо-двинские (борецкие, пермогорские, ракульские) и мезенские. Эти вещи украшены росписью, с обводкой украсных пятен черным контуром, имеют озорные ряды линейного узорочья и срединный образ (знак), перешедший из древних тысячелетних картин – солнечные знаки (круг, крест, крест в круге, крест с загнутыми концами, круг с восьми лепестковой или шести лепестковой розеткой), дерево жизни, изображение коней, оленей, лосей, птиц. Земля показана или образно (древнейшим ярго-ковровым узором, напоминая прямоугольное вспаханное поле) или красочными жизненными картинами (рис. 1).

Рисунок 1. Древнейшее ярго-ковровое узорочье

Использование этой стройной, выразительной знаковой вязи в качестве письма становится увлекательной игрой для детей, ещё не умеющих писать.

Учебные занятия по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования, которые я провожу программе, разработанной мною для детей различного уровня подготовленности — до детей с «особенностями развития» [3, с. 366], чаще всего проводятся как игровые и направлены, прежде всего, на созидание правильных навыков письма и рисования.

Занятия выстроены особым способом: изобразительной деятельности часто предшествует прослушивание сказки под особо избранную музыку, а затем сказочный образ «проживается» телесно в игровом упражнении. Такие занятия обобщают представления детей по определённой теме, что ведёт к возникновению смысловых связей, к умению составлять цепочки образов, посредством объединения разных видов творчества, а это способствует началу творческих проявлений детей.

Я считаю копирование древних знаков, использование узоров народной росписи: вышивках на полотенцах, подзорах, одежде одним из лучших материалов для развития правильных навыков рисования, выработки способности видеть и понимать прекрасное; для ознакомления с языком руского народного искусства с его художественной условностью, обобщённостью, знаковым значением изображения и цвета: красный цвет — знак жизни, белый цвет — знамение чистоты, конь — знак солнца и т.д. Осваивая этот образный язык дошколята учатся видеть и понимать особую красоту предмета, его украс, задумываться о смысле, который эти украсы выражают (рис. 2).

Рисунок 2. Узоры руского Севера

Но учитывая то, что детскому изобразительному творчеству присуще закрепление привычных приёмов рисования знакомых образов и превращение их в застывшие линейные/живописные образцы, что мешает развитию детской изобразительной деятельности, необходимо, обучая ребёнка определённым приёмам рисования, дать ему возможность самостоятельно и творчески приходить к этим приёмам. Для этого на своих занятиях я предлагаю детям особо подобранный для упражнений по рисованию материал — плотную бумагу больших размеров формата, нарезанную длинными и широкими полосами, а вместо обычных цветных карандашей — масляные или восковые мелки. Учащиеся постарше самостоятельно делают заготовки различных видов утвари методом симметричного вырезания из бумаги: миски, чашки, котелки, кувшины, прялки, сундучки и т. п., а также хоровод из образов людей для дальнейшей работы. Всё, что будет происходить дальше, для детей воспринимается игрой: весёлой, но не буйной; самостоятельной, но целенаправленной; личной, но коллективной и дружной (рис. 3).

Всё, что делают на занятии учащиеся, делается вместе с преподавателем: я проговариваю все наши действия с прорисовкой в воздухе всех частей — от простых светлых по цвету прямых линий – вертикальных, горизонтальных, из которых получается базовая сетка, до разноцветной обводки найденных в сетке знаков узора. Конечно же это различные кресты – прямые, косые, ромбы, квадраты. Необыкновенный интерес вызывает у детей возможность «играть» с этими знаками: находить – создавать новые, вписывая друг в друга ромбы, сочетая их с косыми крестами, двойными крестами, отмечая середину изображённого точками; выделяя в сетке «глаголеобразные» отрезки... Таким образом дети самостоятельно находят доли коврового меандра, ромбо-точечных композиций (рис. 4).

Создавать условия для сознательного свободного применения древних знаков в качестве разных долей украшения (точка, круг, завиток, спиралька, зигзаг, волнистая линия, прямая линия, части линейного и ромбо-точечного узорочья) помогает рассказ об исторической ценности, древности знаков, о связи времён, обращение к преданию, к сказке как к кладезям глубоких духовных образов. 

а

б

в

Рисунок 3. Творчество детей

  

Рисунок 4. Чтение узоров детьми

Народные песни, детские стихи-потешки, сказки, легенды, былины, притчи, смехотворные повести – все эти сказочные виды словесного творчества несут в себе культуру, мировоззрение своего народа. В них находят соответствие образы предметов изображения народной росписи, вышивки. Мать-сыраземля, Берегиня, Небесная Хозяйка Мира, мировое дерево, поднимающееся из нижнего мира сквозь средний в верхний солнечный небесный мир, чудодейственный цветок, – эти вековечные образы творческих сил природы знаменуют незыблемость миропорядка, а значит, несут чувства мира, покоя и внутренней силы. Я считаю, что это способствует упрочению, приведению в устойчивое состояние выражения ярких чувств и излишнего душевного волнения детей на занятиях. Они занимаются увлеченно, с интересом. Поэтому обращение к таким древним картинам мира, на занятиях по изобразительному искусству с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в качестве первых упражнений по рисованию, по строению рисунку, первым прописям я считаю наилучшим средством обучения начальным навыкам рисования, а в дальнейшем и письма.

Не случаен и выбор цвета на таких занятиях — это основные цвета радуги: «красивый» красный, «тёплый» жёлтый, «небесный» голубой. Используя три основные цвета цветового круга при выполнении конкретных заданий, дети получают все остальные цвета. У них на глазах от тепла (жёлтого) и воды (голубого) «рождается» травка (зелёный), поднимается стебелёк и расцветает волшебный цветок, который может быть аленьким-красным, огненным-оранжевым, фиолетовым и т. п. в зависимости от желания и умения использовать навык смешивания/наложения цветов.

Более сложные рисунки – диковинные птицы и звери выполняются ещё красочнее. Это и печальный Сирин с лицом девы, весёлая дева-птица Алконост с веткой ягод в руках; похожая на павлина или фазана Жар-птица, сокол Финист, вещая Гамаюн-птица, владычица океана ветрокрылая птица Стратим, – образы поднебесья; знамение существа, сочетающего в себе «земное» и «небесное», «звериное» и «духовное» Грифон – птица с туловищем льва. Северо-Двинские росписи изобилуют сказочными существами – индрик-зверь, царь подземного царства, полкан – полуконь, богатыри всадники. Обращение к этим исконным народным образам и картинам развивает детское живописное воображение.

Детское сознание целостно по своей природе, и, мысля образно, из потока поступающей к нему разноприродных сведений ребёнок пытается выстроить картину мира. Рассказывание соответствующих теме занятия сказок, использование народной музыки, игр и выполнение телесно-двигательных игровых упражнений вместе с преподавателем – все эти методы обучения обогащают содержание изобразительной деятельности: помогают развивать воображение при создании образа, расширяют представления детей о многообразии сказочного мира, помогают вырабатывать умение передавать в рисунках народный характер произведений.

Маленький живописец видит мир по-своему: детский рисунок отличается от рисунка взрослого, ведь дети никогда не ограничиваются только зрительным восприятием, а используют весь свой опыт. Это обусловлено и зрительным впечатлением от изображаемого предмета, и двигательно-осязательным опытом, и наглядно-образным характером мышления.

 

Рисунок 5. Детские образы картины мира

Использование на занятиях по изобразительному творчеству материала народного творчества – сказок, песен, музыки – усиливает чувственную включенность детей в творческую деятельность. Известно, что как любой народный материал «сказки передают архетипы своего народа» [2, с. 34]. Поэтому детям не нужно объяснять значения сказочных образов, так же, как и растолковывать смысл древних знаков руских народных узоров: удивительным образом дети чувствуют, где – Правда, а где – Кривда.

Думаю, использование древней знаковой вязи своего народа для начального обучения рисованию не только развивает ручную умелость, взаимосвязанность действий глаза и пишущей руки, как обычные прописи, но и является замечательным средством понимания внутреннего мира, образа мыслей предшествующих поколений народных умельцев и ценностей родной культуры. А умение правильно применять полученные знания и отработанные навыки рисования в своих самостоятельных работах делает изобразительное творчество детей осмысленным (рис. 5).

 

Чураева Тамила Тимофеевна, преподаватель дополнительного образования МОБУДО ДДЮТ «Всеволожского района», С. Петербург.  

 

Примечание МЦ "Древо Рода": 
сознательное применение древних знаков в сочетании с рассказом об их исторической ценности и древности, о связи времён, обращение к преданиям и сказкам как к кладезям глубоких духовных образов способствует восстановлению незримых связей с древними образами, хранящимися в памяти народа, благодаря чему естественным образом происходит
пробуждение Родовой памяти.

 

Литература

1. Белов В.И. Основы художественного ремесла: пособие для учителя. – М.: « Просвещение», 1987.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1988. – 352 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: «Речь», 2001. – 400 с.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: из опыта педагога. – СПб., 1997.

5. Красило А.И., Новгородцева А.П. Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: 1995.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: «Наука», 1994. – 608 с.