Для каждого крестьянина, обитавшего в северной и центральной России, не говоря уже о Сибири, лес был важнейшим подспорьем в хозяйстве и служил источником различных промыслов. Рощи, пущи и чащобы, богатые дичью, стройматериалами, ягодами, грибами, целебными травами, смолой, корой, мхом и прочим жизненно важным сырьём, кормили, лечили и помогали выживать нашим предкам. Ежегодно им приходилось по несколько недель работать на лесных покосах и охотиться на заокольных заимках. Вдалеке от дома, крестьяне рубили деревья, и на том же месте жгли уголь, а там, где добывали смолу - строили смолокурни. Для временного жилья поселяне возводили лесные избушки, и частенько ставили их на «курьих ножках»…
Бывало, лесные срубы строились не на земле, а на пеньках, либо на высоких столбиках. В позднее время подобным образом возводили лабазы. Сооружения таким способом поднимали в пойменных и заболоченных местах, где талая вода могла подтопить жилище. Да и не каждому дикому зверю и мелкому грызуну по силам покушаться на съестные припасы, хранившиеся на высоте одной или двух саженей.
А чтобы туда не забрались такие коварные верхолазы, как медведь и росомаха, избушки иногда рубили без привычных окон и дверей – с единственным волоковым запирающимся изнутри оконцем и замаскированным потаённым лазом. Если уж и ставили дверь, то делали ее совсем низкую, но непременно плотную и с тугим засовом.
Чтобы столбы не гнили, их предварительно тщательно обжигали, окуривали и смолили. Впоследствии такие «сваи» ещё не раз окуривались пришлым людом от зловредной плесени и паразитов, как и всё пространство под избой.
Именно по этой причине сказочные «курьи ножки» у избушки - на самом деле не курьи, а курные. Возможно, о таком жилище и писал Пушкин: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
Фото Виктора Калинина 2010 г. Сайт http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=73797
«По-видимому, избушка в лесу — это самое примитивное, сохранившееся в своем первоначальном виде древнейшее человеческое жилье». Василий Белов «Лад»
Конечно, такие «лесные баньки», как их стали называть позднее, не всегда ставились на пни и столбы – со временем их всё чаще строили прямо на земле. Но в любом случае подобные лесные жилища представляли собой квадратную клеть с потолком из плотно притёсанных брёвен.
Крышу сооружали плоскую, односкатную, либо двускатную, но не очень крутую. Утеплителем служил мох, а на потолке он прижимался слоем земли. У стен ставили широкие лавки из тёсаных плах, на которых крестьяне спали. В углу располагали стол.
В центре клети обустраивался очаг - курная печь, либо таган из крупных камней. Согревались жильцы по-чёрному - когда исчезал угар вместе с синим углём, заволакивали волоковое окно до утра, и в избе царил тёплый прозрачный туман со смоляным духом, который в летнюю пору выживал комаров, гнус и прочих незваных насекомых.
М. Щрилёв "охотничья заимка"
«Шум ветра в морозном ночном лесу заставлял ценить тепло и уют, вызывал благодарность к человеку, срубившему избушку. Ночлежник спокойно засыпал с этим чувством». Василий Белов «Лад»
Иногда рядом с такой избушкой пристраивали стойбище для лошадей с простой изгородью и крышей из жердей, хвои и древесной коры. Рядом с временными жилищами, возведёнными на берегах лесных рек и озёр, обустраивались причальные мостки и вешала для просушивания сетей и прочих снастей.
Рубил такое жильё не каждый крестьянин, зато пользоваться им мог всякий путник – будь то заблудившийся нищий бродяга, странствующий калик перехожий, купец-богатей или служилый урядник. Плотность населения на Руси была невелика, а расстояния при этом – космические, поэтому добрые поселяне ставили избушки невдалеке от лесных трактов и троп, соединяющих волости и губернии.
Как правило, всякий временный жилец, попавший в такую нехитрую обитель, придерживался благочестивого русского обычая - оставлять после себя хоть какой-нибудь съестной припас для таких же, как он, путников. Нищий бродяга мог пожертвовать плошку сушёных грибов или ягод, а в зимнюю пору на худой конец оставлял в жилище дрова или огниво. Зажиточные путники, бывало, благодетельствовали мукой, солью и даже вяленым мясом или сушёной рыбой. Так и жертвовали.
Картина Е. Сабкалова «Охотничий домик»
Автор: Русский странник
Другие статьи по теме «Здравомыслие»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями