Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

03.09.2018 Удивительная жизнь растений

Растения – живые существа. Это утверждение отсылает нас к сказкам с дубами-колдунами и говорящими яблонями, к фантазийным ходячим деревьям, к детским маминым наказам не обрывать листочки – «ведь деревцу тоже больно». Но только не к действительности как таковой. Живой для нас – это с головой, глазами, руками и ногами. Тот, что дышит, ест, чувствует и размножается: такой же как мы или во многом похожий на нас. Мы привыкли считать, что жизнь – это активное движение,  и оно не доступно растениям, они для этого слишком просты. Однако учёные утверждают, что растениям доступно гораздо больше. И они не так просты, как кажутся.

Если доверять статистике, то растения – полноправные хозяева нашей планеты, ведь им принадлежит бóльшая доля всего живого на Земле – 80% от общей биомассы. Животные представляют 0,3%, а человечество и того меньше – около 0,01%. Такие данные приводит National Geographic.

Растения появились на Земле на сотни миллионов лет раньше человека. И сейчас, совершив кругосветное путешествие, можно встретить деревья, возраст которых достигает нескольких тысяч лет. Например, в шведской провинции Доларна растёт ель, возраст которой оценивают в 9550 лет. Одной из гигантских секвой, «генералу Шерману», увидеть которую можно в Калифорнийском национальном парке минуло 2500 лет и прожить она может, как минимум, ещё столько же.

Это не самая высокая и не самая древняя секвойя, но зато самая большая и тяжёлая. В 1938 году её массу оценили в 1910 тонн. Это в 1,5 раза больше массы синего кита, крупнейшего из всех животных.

В Африке растут гигантские тысячелетние баобабы. В Шотландии – старейший тис. А в Индии – Великий баньян, одно дерево похожее на небольшой лес площадью 1,5 гектара.

Подобный, только намного больше, лес, выросший из одного растения, из тополя осинообразного, есть и в штате Юта в США. Зовут его Пандо. По сути, это колония генетически идентичных деревьев с общей корневой системой, занимающей площадь в 43 гектара. Зародился он из малого семени 80 тысяч лет назад и сейчас весит порядка 6000 тонн. Это самый древний и самый тяжёлый единый живой организм на нашей планете – ничего более уникального биологи ещё не встречали. Возможно ли до конца понять его жизнь?

Лес как храм

Если ваша бабушка не была знахаркой или родители учёными-ботаниками, то скорее всего вы знаете о жизни растений очень мало. Школа не балует нас знаниями сопряжёнными с жизнью. Уроки биологии могли бы быть куда интереснее и давать больше проку, если бы их преподавали люди, живущие на природе, в согласии с природой, тонкочувствующие и умеющие слышать «голоса» земли, трав, воды, птиц и зверей, раскрывшие в себе память многих поколений. Ну или увлечённые исследователи, страстные экспериментаторы.

Мне всегда было любопытно, кто человеку рассказал о целебных свойствах растений: какая травинка при какой болезни помогает, куда её нужно прикладывать, в каком количестве употреблять внутрь? Неужели наши любознательные предки проводили опыты на себе и своих близких? Или ставили опыты на мышах? Наблюдали за больными животными, которые, получается умнее человека? А может это более развитые инопланетяне поделились с нами своими знаниями?

Да просто, когда человек ощущал себя частью природы, а не её властелином, он имел с ней глубокую связь, мог видеть и слышать гораздо больше, нежели теперь, обособившись и отгородившись от неё стенами офисов и экранам телевизоров.

С растениями разговаривали, задавали им вопросы и получали ответы, объясняли им для каких целей срывают и просили прощения за лишение жизни. Тогда сорванная травинка могла принести бóльшую пользу и исключить возможный вред. И это не сказки, это быль, механизмы действия которой учёные начали раскрывать буквально совсем недавно.

Раньше земли славян и многих других народов были пронизаны заповедными, священными лесами и рощами. Те, что уцелели до наших дней, вошли в состав заповедников — Кавказского, Кроноцкого, Сохондинского, Алтайского, Северо-Осетинского. Это были первые храмы, без стен, без священнослужителей и их писаний. В эти храмы приходили очиститься от тяжёлых дум, наполниться тишиной и миром, получить помощь в благом деле, исцелиться от болезни, решить важные вопросы. Здесь совершались обряды, торжества и советы старейшин. В таких рощах не рубили деревьев, не мусорили, не собирали хворост и не ругались. К деревьям относились с большим почтением и заботой.

Лесной храм был порталом в храм Души – место, где происходят все священнодействия.

Когда на Руси насаждалось христианство и происходила подмена понятий, церкви строили прямо в священных рощах, чтобы завлечь людей в лоно религии. Но Бог от этого ближе не стал. Зато люди постепенно начали отдаляться от Природы и от самих себя. Перестали ведать, стали верить. А потом и исследовать – заново открывать забытое.

Медленные животные вверх ногами

Так мы долгое время верили, что растения созданы в угоду человеку: для насыщения воздуха кислородом, а желудка едой.

Но пытливые учёные умы, возможно черпающие вдохновение из бабушкиных сказок, решили пойти дальше и узнали много удивительного из жизни растений.

«Растения – это просто очень медленные животные», – такой вывод сделал профессор из колумбийского университета Джек Шульц.

Растения не бездвижные существа. Да, они не могут запросто перейти с одного места на другое, но двигаться они ещё как могут. Только очень медленно. Потому, чтобы это увидеть, необходимо наблюдать за растениями в течение длительного времени. Проще, конечно, если наблюдать будет видеокамера, а потом вы посмотрите запись в ускоренном режиме. Многие так и делают.

Растения не умеют убегать от опасности и догонять еду, зато воспринимают магнитные поля, статическое электричество, акустические волны и ультрафиолетовое излучение. Уловить изменения в природе и отреагировать на них они способны гораздо раньше животных. Получается, растения более чувствительны.

Корни — это самая важная их часть. Они слабо изучены из-за своей подземельной скрытности и труднодоступности, однако составляют, как минимум, половину всей массы растения.

Ещё Чарльз Дарвин называл корни мозгом растения, его познающей частью, которая собирает, анализирует поступающие сигналы и в связи с этим направляет движения наземной части. Получается, что растение – это как будто животное вверх ногами. Становится понятно, что таким образом далеко не убежишь.

Эксперименты Бакстера

Несколько десятков лет назад об этих экспериментах писали газеты всего мира, в том числе и в 1972 году московская газета «Известия», а следом за ней ежемесячник «Наука и религия» и научно-популярный журнал «Знание – сила». Эксперименты Бакстера положили начало цепочке исследований и новой отрасли знаний.

Итак, однажды опытному американскому полиграфологу, Кливу Бакстеру, пришла в голову оригинальная идея – подсоединить датчики «детектора лжи» к драцене, стоящей на подоконнике. Он хотел посмотреть какова будет реакция растения на поливку. По логике прибор должен был зафиксировать снижение сопротивления и повышение электрической проводимости насыщенных водой листьев растения. Но произошло обратное – полиграф зафиксировал понижение электропроводности растения. Это было похоже на реакцию человека на кратковременное стимулирование его чувств. Неужели растение чувствует? Тогда Бакстер решил пригрозить драцене, чтобы вызвать более сильную реакцию. А именно – он решил поджечь один из её листиков. Только представив как подносит зажжённую спичку, исследовать обнаружил  сильный всплеск на приборе. Когда же он подошёл со спичками к растению, последовал второй всплеск. Напрашивался вывод: растения не просто чувствуют – они читают мысли.

Затем Бакстер открыл коробок, достал спичку и, не зажигая её, поднёс к листу – притворился, будто собирается сжечь его. Но растение никак на это не отреагировало. Оно каким-то образом отличало реальную угрозу от мнимой. Растения умеют думать и распознавать.

Следующий опыт с растениями показал, что они реагируют на гибель живых клеток. Исследователь обнаружил это, когда поранил палец и смазывал его йодом, подключенное к полиграфу растение немедленно проявило активность. Таким же образом оно отреагировало и в тот момент, когда Бакстер размешивал ложку варенья в стаканчике с йогуртом. Оказывается, содержащийся в варенье консервант убивал кисломолочные бактерии йогурта. Та же картина и со смертью бактерий в раковине, когда включали очень горячую воду. Это звучит фантастично, но лишь потому, что мы не привыкли думать о том, что всё живое наделено сознанием, «клеточным сознанием, как выразился медик-бактериолог Говард Миллер.

Бакстер выдвинул гипотезу наличия у растений так называемого «глубинного восприятия» — восприятия за пределами известных человеку органов чувств.

Полученные опытным путём результаты и сделанные выводы впоследствии подтверждались много раз этим и уже другими учёными.

Было обнаружено, но не нашло никаких логических объяснений то обстоятельство, что растение чувствует своего хозяина и реагирует на его мысли на любом расстоянии. Будь то соседняя комната или другой город, будь он один или в шумной толпе.

В 2003 году Клив Бакстер издал книгу, названную «Первичное восприятие: биокоммуникация с растениями, живыми продуктами и клетками человека», которая явилась первым исчерпывающим отчётом его работы. 

Растения запоминают

Биологи университета в Клермонте провели опыт, который при желании может повторить каждый. Они посадили зёрнышко и, когда из земли появился росток с первыми двумя листочками, расположенными симметрично, один листок несколько раз надкололи иголкой. Растению как бы давали понять – в той стороне, откуда пришли уколы, таится для него опасность. Через несколько минут оба листка удаляли. Теперь у растения не оставалось травмированной ткани, которая напоминала бы ему, с какой стороны была угроза. Побег продолжал расти, пускал новые листья, ветки, бутоны. Но только сам его ствол и вся листва были направлены прочь от той стороны, откуда когда-то были нанесены уколы. Спустя многие месяцы цветок явно помнил, что с ним когда-то произошло.

Эксперимент английского биолога Л. Уотсона показал, что растения запоминают не только факты вредительства, но ещё и опознают самого вредителя. Двум сотрудникам лаборатории были даны разные задания. Один ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, ласково с ним общался – проявлял доброту и заботу. Другой же, наоборот, с угрюмым видом издевался над цветком: ломал ветки, колол иголкой листья, жёг их огнем. Присутствие «благодетеля» полиграф отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как  на графике появлялись резкие пики: цветок опознавал обидчика. Если же в комнату в этот момент входил «благодетель», пики сразу сменялись прямой линией, тревога уходила: ведь он мог защитить от «злодея».

С растениями можно договориться

Широко известный американский селекционер Лютер Бёрбанк вывел 1260 новых, улучшенных форм съедобных растений, таких как знаменитый картофель «Burbank», слива без косточек, ежевика без колючек, а также множество растений «для глаз» - например, голубой мак, георгины с запахом магнолии и другие.

Одно из самых любопытных его творений – плодоносящий кактус без колючек.

Оказывается кактусы могут быть не просто съедобными, но и даже конкурировать с апельсинами. Для людей это лакомство, а уж для животных и подавно. Одна беда - прежде чем насладиться их вкусом, придётся пострадать от их больших и мелких колючек. 

Бёрбанк мечтал превратить безплодные американские пустыни в кормовые поля. И на решение этой задачи он потратил больше шестнадцати лет. После долгих тщетных попыток добиться успеха биологическим путём селекционер начал разговаривать с растением, уговаривать его и просить. И уговорил. Кактус поверил, что колючки ему больше не нужны, что ему нечего бояться и от любой опасности он получит защиту. Кто знает, какие именно слова употреблял Лютер Бёрбанк, но то, что слово имеет силу, а растение «уши», стало ярчайшим фактом.


Лесная социальная сеть

Сюзанн Симар, профессор экологии леса на факультете лесничества и сохранения природы Университета Британской Колумбии убеждена, что:

"Каждое дерево под землёй соединено со всеми другими во "всемирную сеть корней". Через это соединение они разговаривают друг с другом, а потом ведут себя определённым образом».

В таком объединении большую роль играет грибница, она представляет собой своеобразный «электрический кабель», через который информация о наличии воды или о нападении насекомых из одного конца леса в короткие сроки способна достичь другого его конца. А порой и не просто информация, но и «посылки». Корни деревьев и грибы находятся в тесном сотрудничестве: дерево снабжает грибы сахарами, а гриб извлекает из почвы минеральные вещества и питает ими корни деревьев.

Сьюзен Симанд рассказала, что когда одно дерево в качестве эксперимента лишали возможности забирать воду из почвы, но при этом все его связи с другими деревьями сохранялись, — оно выживало годами. Это означает, что «соседи» не бросали «товарища» в беде, а делились с ним водой и питательными веществами.

В одном из опытов флорентийского биолога Стефано Манкузо учёные наблюдали, как незадолго до смерти дугласия отправила по корневой системе большое количество органических веществ жёлтой сосне неподалёку – будто оставила наследство.

Немецкий лесничий Петер Вольлебен наблюдая за деревьями, пришёл к выводу, что между ними бывает нечто вроде дружбы:

«Деревья-партнёры переплетаются корнями и внимательно следят за тем, чтобы их кроны не мешали друг другу расти, в то время как случайные деревья, не питающие никаких особых чувств к своим соседям, всегда стараются захватить себе побольше жизненного пространства. При этом дружба может возникать и между деревьями разных видов».

Как видимо деревья ведут социально насыщенную жизнь. И вся эта жизнь происходит у нас под ногами, невидимая и ещё до конца не понятая.

«Почему деревья — настолько социальные существа? Почему они делятся едой с представителями своего вида, а иногда даже идут дальше, чтобы накормить соперников? – ставит вопросы Петер Вольлебен и отвечает на них, - Причина та же, что и в человеческом сообществе: быть вместе — это преимущество. Дерево — это не лес. Дерево не может установить свой местный климат — он находится в распоряжении ветра и погоды. Но вместе деревья образуют экосистему, которая регулирует жару и холод, сохраняет большой запас воды и генерирует влажность. В таких условиях деревья могут жить очень долго. Если бы каждое дерево заботилось только о себе, часть из них никогда бы не дожила до преклонного возраста. Тогда в шторм ветру было бы легче пробраться внутрь леса и повредить множество деревьев. Солнечные лучи достигли бы земного покрова и высушили его. В результате страдало бы каждое дерево.

Таким образом, для сообщества важно каждое дерево, и каждому лучше продлить жизнь настолько, насколько это возможно. Поэтому даже больные, пока не восстановятся, поддерживаются и подкармливаются остальными. В другой раз, возможно, всё изменится, и в помощи будет нуждаться то дерево, которое сейчас поддерживает других…

Дерево может быть настолько сильным, насколько силён лес вокруг него».

Внутренний мир растений – для нас ещё большая тайна, завесы с которой только-только начали снимать. Кто растения для нас? Кто мы для них? По-настоящему найти ответы на эти вопросы нам ещё предстоит. Но то, что всё окружающее нас живое и живёт своей необыкновенной жизнью, пока невидимой и в полной мере не воспринимаемой нами, становится ясно уже теперь.

Скачать книгу «Тайная жизнь растений», П.Томпкинс, К.Берд

Скачать книгу «Тайная жизнь деревьев. Что они чувствуют, как они общаются – открытие сокровенного мира», П.Вольлебен

Скачать книгу «Трава», В.Солоухин

© Екатерина Панкратова
Методический центр «Древо Рода»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.