26 декабря по старому календарному стилю или 8 января по новому славяне празднуют День повитух и рожениц и почитают повивальных бабок. Иначе этот день называют Бабьи каши, своими корнями он восходит к почитанию богинь-матерей.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Бабканье
Надо сказать, что повивальные бабки на Руси были особами весьма уважаемыми.
Не случайно в народе поговаривали: «Бабка повивальная – в деревне всем родня
дальняя».
Далеко не любой женщине доверялась
сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была
быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст и прошедшей климакс.
Повитье даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только
та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не
допускалась девственница.
Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых
схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить ее муки, окуривала
березовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы,
поддерживала ласковыми словами.
Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие
свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером.
Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе
новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от
черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между
повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные
отношения.
Почему Бабьи каши?
Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в
том, что именно бабьей называлась каша, сваренная повивальщицей из проса или
гречихи для крестильного обеда. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых
действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала
горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал
на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на
улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу
новорожденного).
Да и угощение в честь повитух тоже именовалось бабьей кашей. Славили их всем
миром.
Празднование
Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Также в этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.
Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями