И вся красота поднебесная…
Два с лишним века тому назад повелением императрицы Екатерины Великой разобрали по брёвнышкам деревянный дворец - любимую обитель царя Алексея Михайловича Тишайшего. Здесь он безвыездно жил по полгода, охотился, наставлял уму-разуму чад и домочадцев, принимал послов. Иностранцы, не слишком-то жаловавшие Московию, тем не менее, единогласно превозносили сей дворец «восьмым чудом света». Да и как было не изумляться: и царёва, и царицына половины являли собою великое множество теремов, теремков, башенок, переходов, лестниц, куполов, сеней стекольчатых, решётчатых, наверших, блистающих златом-серебром. А разобрали «восьмое чудо» якобы из-за ветхости, однако все смекали: Екатерина, урождённая принцесса Ангальт-Цербская, всего лишь продолжает дело Петра Великого по «объевропеиванию» дремучей России. Ежели «правитель чудотворный» стриг бороды, насаждал камзолы, богохульствовал на «всешутейных соборах», люто преследовал староверов, то Екатерина поступала мудрей и тоньше: просветительствовала, учредила Российскую академию, превозносила европейский классицизм, а о временах и обычаях стародавних, святоотеческих просто забыла, будто и не было её, старины.
Об облике дворцов, подобных разобранному в Коломенском, судить теперь можно лишь по картинам Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Бориса Зворыкина, да по песням, былинам.
Заходили во высокъ теремъ;
Все ступеньки-то серебряны,
перекладинки орлёныя,
въ стены вкладены каменья драгоценные:
видно молодца лицомъ въ нихъ
станом-возрастомъ.
Половицы все стеклянныя,
подъ поломъ течётъ вода студёная,
а въ воде играютъ рыбки разноцветныя.
Теремов подобных - порою 7-8 этажных - на Руси было даже не сотни, а тысячи. Жаль, недолговечно дерево и слишком уж подвержено огню: припомним, что даже красавица-Москва выгорела неисчётное множество раз.
О старине незапамятной, в народных обычаях, верованиях, обрядах, поверьях вспомнили лишь при Николае I. Именно тогда Россия открыла для себя и иконопись, и своды былин, и собрания песен, сказок, заговоров, пословиц, легенд. Чего не скажешь о народном зодчестве. Ведь ещё в 1871 году петербургская Академия художеств намеревалась командировать в далёкую Индию академика Даля «для изучения архитектурных памятников, могущих служить археологии разработкой материалов для основания руского архитектурного стиля». Лев Владимирович Даль, сын автора безсмертного «Толкового словаря живого великорускаго языка» был вполне достоин славы отца. Будучи талантливым зодчим, он неустанно призывал выработать «национальный стиль», обратить внимание прежде всего на деревянное зодчество Руского Севера. К несчастью, трагическая смерть прервала творчество Даля в расцвете сил. А дело его суждено было продолжить выпускнику той же академии, «классному художнику 1-й степени» Владимиру Суслову, сыну крепостного палехского иконописца. Начиная с 1883 года он объездит, исходит пешком наши необъятные северные просторы, побывает в Швеции, Норвегии, Финляндии, повсеместно зарисовывая, замеряя, описывая шедевры народного зодчества, выявляя «запасы самостоятельного художественного развития». По мнению учёного (в 1888 году он уже стал академиком), архитекторы Киевской Руси, в большинстве своём выходцы из Греции, развивали, естественно, традиции Византии. Во Владимире и Суздале уже появилось наше национальное начало, «стали зарождаться руские силы и выступать первые артели руских мастеров», хотя и здесь по-прежнему возводились крестовокупольные византийские храмы. В Новгороде и Пскове, не испытавших Ордынского ига, исконно руское начало возобладало, хотя и оттенённое влиянием немецко-романского стиля. «Зато деревянное строительное дело по всему отдалённому Северу развивалось самобытным путём и подчинялось всем требованиям народной жизни». Именно северные зодчие, отринувшие запрет патриарха Никона на возведение шатровых церквей, способствовали тому, что в Москве, когда она стала центром государственной жизни, «все запасы самостоятельного художественного развития стали получать господствующее значение, и архитектура делает сильный самостоятельный поворот».
Главный труд Суслова – «Памятники древнерусского зодчества» - был издан Академией художеств в 1885-1901 годах. В семи выпусках этого шедевра «национальный стиль» проявился во всём блеске и полноте.
В 1911 году академик выпустил в свет удивительный альбом архитектурных фантазий – «Русское зодчество по преданиям народной старины». В альбоме было представлено свыше ста акварелей и рисунков, возвращающих зрителя в мир Древней Руси. Как сказано в предисловии, «автор передавал в своеобразных архитектурных образах свои настроения, как безотчётные отклики личных впечатлений, воспринятых при долгом изучении на местах древних памятников отечественного искусства». Здесь княжеский двор соседствовал с боярским посельищем на горе, «думные палаты всея Руси» - с усыпальницей павшим воинам, «монастырская ограда с надвратной церковью, звонницей и башней между палатными корпусами» - с деревянной трёхпридельной церковью. Автор оговаривал, что в его картинах «не приходится искать точно выраженных типов построек той или другой области России и какой-либо определённой эпохи, так же как, например, трудно искать точных исторических фактов, хронологии и географической верности в поэмах или народном эпосе».
Современники встретили альбом восторженно, впечатление от полусказочных картин глубокой старины было ошеломляющим.
Октябрьский переворот стал трагедией и для Владимира Васильевича. Академия художеств была низведена до унизительного названия «Петроградские государственные Свободные учебные мастерские» и места для профессора Суслова в ней не нашлось.
Упокоился зодчий 31 августа 1921 года в Хвалынске.
В сумятице, хаосе, разрухе и негодяйстве, учинённых нашими прадедами, сгинули многие сокровища – и материальные, и духовные. Исчез и древний альбом Суслова, воспевший былинную Русь – вряд ли кто из читающих эти строки листал его или слышал о нём. Да и где теперь сама эта Русь изначальная, где терема семи-восьми этажные, где «вся красота поднебесная»…
Одно отрадно: почти столетие спустя после первого и единственного издания возвращается наконец-таки к нам диковинный альбом В.В. Суслова.
Ю. Медведев
Предисловие из книги В.В. Суслова «Жемчужины русского зодчества по преданиям старины».
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями