Современные дети уже вряд ли себе представляют, как когда-то можно было жить без интернета, компьютерных игр, социальных сетей, гаджетов и девайсов… Большая часть их жизни проходит за плоским экраном компьютера или планшета, без живого творческого общения, без игры. А ведь то, во что и как играют дети, рассказывает о том, какие из них вырастут взрослые.
С помощью игры ребёнок познаёт мир и те правила, по которым в нём стоит жить и действовать, тренирует умения, развивает полезные навыки и вырабатывает привычки. Выучивает жизненные сценарии и роли – готовится к будущим жизненным ситуациям.
Так без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. Игровая деятельность вообще остаётся для человека одной из основополагающих на протяжении всей жизни. И культура славян является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Славянские игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя весь опыт народа. Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. Потому они служат не только развлечению, обучению, воспитанию, но и пробуждению Родовой памяти.
Пора возрождать руские игры для детей, надо вытаскивать их из-за компьютера, пока не стало поздно.
Далее мы приводим ряд игр, которые с большой пользой и удовольствием можно использовать как в школе на внеклассных мероприятиях, в детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.
Ходули
Раньше хождение на ходулях было излюбленной детской забавой. Жаль, что ходули «вышли из моды», так как они развивают физическую сноровку и приучают держать равновесие.
Для того чтобы сделать ходули, вам потребуются два длинных шеста. Шесты обработайте наждачной бумагой. Лучше всего придать им четырёхгранную форму. Можно купить готовый брус квадратного сечения. Приступки сделайте из доски толщиной примерно 5 см и прибейте их сбоку к шестам толстыми гвоздями или же привинтите саморезами. Сначала вам трудно будет ходить на ходулях, но после непродолжительной практики вы приобретете необходимую сноровку. Очень важно их правильно переставлять.
На ходулях можно устраивать состязания в ходьбе, беге на определённое расстояние, переходе через грязные участки, в перешагивании и обходе расставленных на дороге невысоких препятствий.
Гонять обручи
Обруч катят по ровному месту, подгоняя палочкой. Ударяя и надавливая палочкой, то ускоряют его ход, то дают ему различные направления, то поддерживают справа или слева, чтобы он не упал. Искусные игроки даже подкидывают обруч вверх, не останавливая его бег.
Эта игра требует верного глазомера и ловкости рук, потому что надобно попеременно поправлять обруч то правой, то левой рукой.
Первые обручи мальчики-выдумщики, вероятно, сняли с бочки; скоро стали его и нарочно изготавливать для игры, а потом прибавили к нему колокольчики, погремушки.
Затем для большей прочности вставили внутрь обода две палочки крест-накрест.
И, наконец, начали наколачивать по два-три обода один на другой. Такие обручи – самые прочные.
Когда несколько игроков забавляются с одним обручем, гонят его поочередно, пока не уронят.
Когда играющих двое, они катят обручи навстречу один другому, чтобы они столкнулись: чей обруч упадёт, тот проиграл. Или при встрече, не давая обручам столкнуться, игроки меняются обручами, продолжая катить их в противоположные стороны.
Если игроков много, можно устроить групповое состязание.
Две партии становятся одна против другой, каждая в один ряд, а игрок от игрока – на два шага, чтобы между двумя игроками легко мог пройти третий, с обручем.
По данному знаку оба ряда гонят свои обручи и стараются пройти один сквозь другой, не задев обручей. Если играющие искусны и партии проходят одна сквозь другую в одно время, то эта игра становится и долгой, и чрезвычайно красивой.
Откатив обручи на несколько шагов, партии разворачиваются и снова бегут друг другу навстречу.
Городки
Руский вариант гольфа. Суть её - выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемого «города», пяти цилиндрических чурок, составленных в виде разнообразных фигур.
Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как ещё называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин.
В послевоенные годы в СССР городки были одним из самых массовых видов спорта, уступая по популярности, пожалуй, только футболу. Городошные площадки были практически на всех стадионах, во всех домах отдыха, пансионатах, санаториях и пионерских лагерях, в парках и даже зачастую на территориях заводов и фабрик.
Настоящие спортивные правила довольно сложны, но существует и более простая игра в городки, особо приемлемая для начинающих. На земле шагах в 10-15 друг от друга чертятся два квадрата (2х2 м), и на сторонах, обращенных друг к другу, устанавливаются городки вдоль всей черты. Начинающая партия становится спиной к одному ряду городков и кидает палки в другой ряд. Прокидывают все палки. Если при этом какой-нибудь городок упал на черту, на которой стоят городки, его и выбивают из этого положения. Если же городок упал на какую-то другую черту, его устанавливают вертикально на той же черте. Если первая команда выбила все городки, другая команда "отбивается" тем количеством палок, которая использовала первая команда. Если не сумеет отбиться, считается проигравшей. Если отобьётся меньшим количеством палок, считается выигравшей. После этого игра начинается снова. По результатам трёх игр определяется победитель.
Твёрдость руки, точность глаза, умение быстро оценивать ситуацию и принимать верные решения – качества, почитаемые во все века. Не даром многие известные люди любили играть в городки.
Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет 5. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.
Лапта
Наверняка все знают, что лапта – это руский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты.
Инвентарь для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился.
Руский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную рускую игру…»
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идёт водить в поле.
Чиж
Игра напоминает лапту.
Для того чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» — круглая палочка длиной 10 — 15 см и диаметром 2—3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60—80 см, один конец которой обтёсан, чтобы было удобнее держать в руке.
На площадке чертят квадрат 0,5—1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок — бьющий, остальные — ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».
Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удаётся, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.
Прочики (погоня)
В Древней Руси мяч был одной из любимых забав. В ходу было множество игр, связанных с ним. Одной из любимой была игра "прочики".
Местом для игры выбирается ровное поле, зимой играют на льду. Для игры нужны палки с утолщением или загнутые на нижнем конце длиной 1-1,5 аршина (70-100см) и чугунная пулька (шайба) весом 0,25 - 0,50 фунта (100-200г). На поле определяются два кона на расстоянии друг от друга 20-30 сажень (40-60 м). На границе каждого из них вырывается по одной ямке величиной 1-1,5 четверти (18-27 см) в глубину и ширину. Это и есть "прочики". Суть игры в том, чтобы провести пульку от одного прочика до другого. Противоположная партия мешает этому проведению и старается поворотить пульку обратно. Для этого обе партии размещаются одна против другой в линию. Между партиями проведена линия, переступать которую нельзя. Как только начинающая партия произвела выброс пульки, начинается борьба за нее. Если начинающим игру удаётся довести пульку до противоположного прочика, она считается выигравшей; команды меняются местами; игру начинают проигравшие. Вместо пульки в игре можно использовать шар или мяч небольших размеров.
Клюшкование
Сегодня мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «руский хоккей», «бенди». Наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна с X века. В разных местностях она называлась по разному: в северных областях - «загон», в районе реки Вятки – «погоня», на Урале – «свинка», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог», «клюшкование», «клюшки» и т.д.
В начале XVIII в. в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось. Появились железные коньки. Их привез из Голландии Пётр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники».
Пекарь
На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».
«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остаётся лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок. Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остаётся лежать. Когда, наконец, кто-то банку всё-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить её на место. А все бросаются к своим палкам. Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется — тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлёкся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой. Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.
Коняшки
Коняшки – это такой древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи – другие «всадники». Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывает пара, дольше всех устоявшая на ногах.
Игра «Ручеёк»
В этой игре нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.
Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.
Игра «Невод»
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».
Игра «Поводырь»
Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.
По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.
Игра «Заводила»
В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников — от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:
Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.
Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.
Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.
Игра «Заря»
Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:
«Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла»!
При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.
В дополнение к статье советуем прочитать книги:
«Вспомним забытые игры». Якуб С.К. 1988 г.
© Методический центр «Древо Рода»
Другие статьи по теме «Пробуждение Родовой памяти»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями