Одной из важнейших задач, поставленных временем перед работниками культуры, является задача восстановления национального самосознания, самоуважения народа. Решение этой задачи невозможно без изучения, восстановления и пропаганды народной культуры, той системы ценностных ориентиров, что складывалась в народе в течение тысячелетий его исторического бытия. В связи с этим проблема выявления глубинных корней североруской народной культуры стоит сегодня исключительно остро. Одним из основных является вопрос временной стратиграфии в связи с новейшими данными палеоклиматологии, палеоантропологии, лингвистики, археологии. Так, в настоящее время благодаря открытиям палеоклиматологов пересматриваются временные рамки периода первичного освоения человеческими коллективами территорий Центра и Севера европейской части России. Предполагается, что уже в эпоху Микулинского межледниковья (130-70 тысяч лет назад), когда среднезимние температуры были на 8-12 градусов выше, чем в настоящее время, и климат на значительной части территории Русской равнины вплоть до северных областей был идентичен современному климату приатлантических районов Западной Европы, человеческие коллективы вышли на побережье Белого и Баренцева морей. В период безледникового Валдая (70-24 тысячи лет назад) на территории Центра и Севера Восточной Европы продолжают обитать люди с достаточно развитым уровнем культурных традиций, о чём свидетельствуют захоронения Сунгиря во Владимирской области и Мезинская верхнепалеолитическая стоянка на Черниговщине (25-23 тыс. до н.э.). Во время ледникового Валдая (20-18 тысяч лет назад), как выяснено в настоящее время, отнюдь не все территории Руской равнины (в частности, руского Севера) были покрыты ледником, т.к. его крайняя восточная граница проходила по Молого-Шекенинскому рубежу. Таким образом, на восток от этой границы (вплоть до Урала) были распространены смешанные елово-берёзовые и берёзово-сосновые леса и луговые злаковые степи, т.е. территории, пригодные для жизни человека.
В эпоху мезолита (10-5 тыс. до н.э.) на огромных просторах европейского Севера начинается период потепления, и уже к 7-му тыс. до н.э. здесь устанавливаются среднелетние температуры выше современных на 4-5 градусов, и почти на 550 км севернее современной границы её распространения продвигается зона смешанных широколиственных лесов. На территории Вологодской области исследованиями С.В. Ошибкиной выявлены в большом количестве памятники эпохи мезолита. Антропологически люди, захороненные в могильниках этого времени, - классические европеоиды без малейшей примеси монголоидности. Подвижек населения в этот период с территории Урала и Зауралья (зоны формирования финно-угорских племён) не выявлено. Аналогичные выводы сделаны Д.А. Крайновым по эпохе неолита.
Маловероятными представляются подобные подвижки и в эпоху бронзы, когда продвижение населения на север Восточной Европы фиксируется, как правило, с земель Поднепровья, Среднего Поволжья и Волго-Окского междуречья. Анализируя сегодня многочисленные находки эпох мезолита, неолита и бронзы на территориях Центра и Севера европейской части России, мы можем со значительной долей уверенности предполагать, что вплоть до конца эпохи бронзы (т.е. конца 2-го тыс. до н.э.) здесь обитали племена европеоидов, принадлежавших к индоевропейской языковой общности. Уже в эпохи мезолита, неолита и бронзы на руском Севере складывается целый комплекс обрядово-мифологических структур, которые в тех или иных трансформированных, а зачастую и предельно архаических формах сохранились в контексте народной культуры: вплоть до рубежа XIX-XX вв. и даже до настоящего времени. Это обрядовые тексты, рисунок ритуальных плясок, орнамент-оберег и т.д. Не случайно исследователи считают, что в руской народной культуре сохранились элементы архаичнее не только древнегреческих, но и зафиксированных в «Ведах».
Таким образом, принятая ранее парадигма исторического развития европейского Севера России, утверждавшая, что данные территории начиная с послеледниковья были заселены пришедшими из-за Урала (в результате давления избытка населения) финно-угорскими племенами, которые вплоть до прихода сюда славян на рубеже 1-2 тыс. н.э. имели охотничье-собирательский и рыболовческий тип хозяйства, в настоящее время пересматривается.
Новая парадигма представляется следующей: согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимодействие со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.
Из сборника научных статей С.В. Жарниковой «Архаические корни традиционной культуры русского Севера».
Автор – кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф, более двух десятилетий отдала изучению традиционной народной культуры руского Севера.
Предлагаемый читателю сборник содержит статьи, опубликованные в различных научных журналах и сборниках за последние 19 лет. По существу, это «Избранное» трудов С. В. Жарниковой. Сборник будет необходим широкому кругу читателей: от учёных-историков, этнографов, фольклористов и лингвистов до школьных учителей и любителей российской истории. Каждый читающий найдёт в работах С. В. Жарниковой свою «изюминку», и, может быть, с неё начнётся его путь в познании глубин руской истории.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями