Характер народной поэзии и особенно народной песни каждого народа определяется не только национальными особенностями данного народа, но, главным образом, государственным и общественным устройством, при котором пришлось жить народу и теми историческими событиями, свидетелем и творцом которых он был.
Вчитываясь в народную поэзию славян, мы находим у различных славянских народов общую основу; особенно заметно это сходство в песнях бытовых, и заключается оно как в сходстве сюжетов так и в приёмах творчества каждого отдельного славянского народа. Особенно близкое сходство находим мы в поэзии сербов и болгар, исторические судьбы которых тесно были между собою связаны. Сходство быта определило сходство народной поэзии более отдалённых друг от друга славянских народов. Вообще народная поэзия самых различных по своей национальности народов имеет сходные черты: общий склад первоначального быта народов сходен у разных национальностей и сами первобытные приёмы творчества носят один общий характер. В данном случае нас интересует не столько сходство славянской народной поэзии с поэзией других народов, сколько общий характер всех славянских песен и особенности песен каждого славянского народа. Эти же последние образовались, главным образом, благодаря различным историческим судьбам отдельных славянских народов.
В то время как одна часть славянского племени приобрела себе уже давно прочную национальную независимость,— другая часть не имеет этой национальной независимости и ведёт за неё вековую борьбу. Если мы не будем считать уже исчезнувших с лица земли племён, под властью которых пришлось быть славянам, то останутся только два чужеземных народа — немцы и турки с которыми вели и ведут славяне борьбу за национальную независимость. Также следует помнить, что часть славянского племени — руские поляки — находятся в зависимости от народа одного с ним племени. Чужеземная власть, под которой приходилось и приходится жить славянским народам интересует нас, поскольку она мешает внутреннему развитию народа, давит свободное проявление народного творчества, мешает развитию народной поэзии. И здесь мы замечаем любопытный факт. Общественные условия, в которые поставлен каждый народ, оказываются имеющими большее значение для развития народного творчества, чем чужеземное иго, если оно не мешает правильному ходу внутренней жизни народа. Известно, что наши былины сохранились почти исключительно на севере, который не знал крепостного права, — тогда как в других частях России, испытавших на себе гнёт крепостного права, былины исчезли. В Сербии же, находившейся под чужеземной властью Турции и ведущей долгую борьбу за свою независимость, народная поэзия особенно богата. Бедна эпическими народными произведениями и вообще народной поэзией Белоруссия, простому народу которой пришлось вынести гнёт польских панов — членов одного с ним славянского племени, но другого общественного класса. Но такая чужеземная власть, которую испытала Польша, разорванная на три части, мешала свободному развитию её национальной самобытности и народного творчества.
При упоминании о великоруских песнях всегда будут вспоминаться слова Пушкина: „Всей семьёй, от ямщика до первого поэта мы все поём уныло. Грустный вой — песнь руская. Известная примета: начав за здравие, за упокой сведём как раз". У слушающего рускую песню, или только читающего её и незнакомого даже с её напевом, остаётся в большинстве случаев впечатление унылости, глубокой покорности, проникающей её. Эта унылость руских песен особенно характерна; ведь, рядом с печальными песнями мы знаем и весёлые руские песни, полные удали и широкого размаха,— но и в этих песнях мы замечаем часто своеобразную особенность: весёлая по содержанию песня поётся печальным напевом или же весёлый припев заканчивает безнадёжно унылую песню.
Унылый характер руских песен определился не только теми условиями — историческими и общественными, в которых жил руский народ, но самим характером руской природы — печальной и однообразной, с безграничными равнинами, безконечными лесами, долгими зимами и тёмными ночами.
В руской песне отразилась руская жизнь — верования народа его быт, исторические события, которые он пережил. В исторических песнях поётся про татарское иго, про Иоанна Грозного, Петра Великого, про безконечные войны, которые пришлось вынести рускому народу. Образование государства, усиление Москвы, развитие государственных форм, крепостное право,— все факторы, подавлявшие свободное развитие личности, дали начало разбойничьим песням, выразившим недовольство отдельных групп людей создающимися условиями жизни. Но больше всего в песнях — жалоб на семейный деспотизм, от которого страдали не только девушки и женщины, но и мужчины — младшие члены семьи. В этом отношении особенно интересны, так называемые, бытовые песни; в них ярче всего вылилась внутренняя жизнь народа с его светлыми и тёмными сторонами. „Народная песнь — это народная история, — живая и яркая, исполненная истины, обнажающая жизнь народа", писал Гоголь. В руской песне отразился весь строй жизни народа, не только крестьянской, но и городской; это и понятно: руский человек поёт везде и всегда — за работой и во время отдыха.
Касаясь разных сторон жизни, руские песни замечательно разнообразны по своим темам. Целый ряд песен связан с темой о судьбе девушки, об её любви к милому, тоске по нему; в этих песнях много глубины и красивого выражения чувств. Так, в одной песне девушка говорит о своей любви:
Я в те поры мила друга забуду,
Когда подломятся мои скоры ноги,
Когда опустятся мои белы руки,
Засыплются глаза мои песками.
Также много жалоб в песнях девушек на то, что её насильно выдают замуж; картина семейной жизни рисуется тёмными красками даже в том случае, если брак был совершён по любви. Вообще народные песни дают яркую картину тяжёлой доли руской женщины, руской крестьянки; жалобы же женщин, выраженные в этих песнях — кроткие и грустные; это именно жалобы, а не протест, и только иногда в этих жалобах проскальзывают резкие нотки.
В художественном отношении и по своим напевам песни руские очень высоки; в них много сравнений, олицетворений, символов, а напевами их пользовались в своём творчестве такие композиторы, как РимскийКорсаков и Глинка.
Говорят об упадке народного творчества, о частушках, вытесняющих старинную песню. Но страхи за упадок народного творчества несколько преувеличены: в свадебных и похоронных песнях упадка не наблюдается; помимо частушек, появляются также новые лирические песни, и много песен наших писателей, особенно Некрасова, поются народом: личное творчество сливается с коллективным.
Из книги «Песни славянских народов» со вступительной статьёй Т.В. Поссе
Скачать книгу полностью в формате PDF
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями