Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

26.01.2018 Солнечные кресты

В ходе развития культуры у разных народов складывались начертания, служащие для обозначения некоторых общих понятий. По всей видимости, именно в этих рисунках следует искать истоки узорных начал. Интересно, что их оберегающие/предостерегающие свойства частично известны людям современного общества. Например, крест с вертикальной и горизонтальной перекладинами воспринимается как оберегающее божественное начало (преимущественно в христианском мире); он же, но повернутый на 45º - ставит предупреждающую преграду на пути движения, устанавливая своеобразный запрет: крестообразно заколоченные окна и двери покинутых домов; прутья или колья, под наклоном воткнутые в землю - перекрывают опасные участки, тропы и т.д.

Предположения о возникновении линейного узора посредством постепенного изменения натуралистического изображения в ходе упрощения при многократном повторении, – изображения бараньих рогов отмечают преобладание мелкого рогатого скота, коней – коневодства, лодок – рыболовного промысла, – на сегодняшний день несколько теряет свою убедительность: в узорочье обских угров слабо отражена рыболовческая тематика, хотя в исконном хозяйстве рыболовство занимало одно из важнейших мест [7]; в узорном искусстве волжских булгар и казанских татар роговидный мотив почти отсутствует, хотя имеют место изображения баранов в мелкой пластике и было достаточно развито овцеводство [2] и т.д.

Предлагаю рассмотреть вариант возникновения отдельных узорных мотивов, «зародившуюся» при общении с Александрой Никитичной Ульяновой, 1910 г.р, уроженкой д. Синявки Куйбышевского района Калужской области, и основанную на совмещении наблюдений за природными явлениями, соответствующими обрядами и народным узорам.

Среди узорных мотивов наиболее общим является, пожалуй, изображение простого креста – вертикального или косого. Исследователи отмечают устойчивое восприятие креста в круге (овале, ромбе) как изображение Солнца: «в древних верованиях крест служил эмблемой солнечного божества» [3]; «характернейший солнечный знак – круг с крестом внутри» [8]; «а яшчэ ранней крыж у крузе быу старажытным язычнiцкiм сiмвалам сонца» [10] и т.д.

Действительно, образы могут быть подобными друг другу при изображении одного и того же зрительно воспринимаемого явления, например, солнца. Известно, что до середины 20 века у многих народов мира сохранились приуроченные к празднествам зимнего и летнего солнцестояния обряды наблюдения за небесным светилом.

Снимок 1. Женский нагрудник северных удмуртов. Красногорский район Удмуртской Республики, нач. 20 в. УРМИИ 

В Восточном Полесье обряд наблюдения за восходом и закатом в эти дни сохранился под названием «солнце караулить» - обряд заключался в наблюдении за светилом во время его восхода через платок, фартук или иную ткань (или просто через смеженные ресницы). Результат - проявление крестообразного изображения солнца, устойчивого или несколько меняющего местоположение лучей (из-за дрожания рук, ресниц или вследствие атмосферных явлений). Подобные «солнца-кресты» сейчас можно наблюдать при использовании оптических средств – фото-, кино-, видеоаппаратуры. При этом все возможные крестообразные изображения имеют достаточно чёткие устойчивые очертания и временные сезонные привязки.

 

Наблюдаемый непосредственно в дни летнего солнцестояния крест - прямой, с четко выраженными горизонтальной и вертикальной перекладинами (рис. 1). В зимние святки наблюдается крест косой - «Андреевский» (рис.2). В переходное время – наклон креста варьируется. «Играющее солнце» - «Пасхальное» – неустойчивое изображение, создающееся наложением друг на друга изображений прямого и косого крестов и дающее представление о восьмилучевом кресте-«солнцеворот» (рис. 3). В ряде случаев появляется изображение шестилучевого креста (рис. 4).

Сопоставление данных по народной культуре и узорам позволяет сделать предположение о женской сущности «зимнего солнца» – «косого креста»: образ зимы часто отожествляется с неким божеством женского рода – узорочье с «косыми крестами» в основном украшало женские одежды: например, в удмуртской культуре - женские нагрудники (снимок 1); в руской – узор, называемый «мусутами» (рис. 5) потомственная рукодельница по вышивке и пошиву народной одежды А.Н. Ульянова относила исключительно к узорам женской одежды.

«Косой крест» для обозначения женского начала выявляется и в Новом свете, он так же связан с наблюдением за светилом, но обозначался иначе: квадрат очерчивает своими углами точки сторон света, представляющие места восхода и захода солнца в солнцестояния, т.е. параметры «небесной земли». Соединение углов по диагонали отмечает место «центр, пуп земной богини» [9].

Снимок 2. Руская мужская рубаха. Хвастовичский район Калужской области. Нач. 20 в. Частное собрание 

Летнее солнце, исходя из обрядов зелёных святок, направленных на продолжение рода, скорее выступало в мужской своей ипостаси, также как и грозовое – шестилучевое. Прямыми крестами (снимок 2) и шестилучевыми розетками чаще украшались мужские рубахи. Повсеместно в их узорочье встречался и приём помещения какого-либо знака в фоновые ряды шестиугольников. В узорочье жилища шестиконечная розетка исконно читается как «громовой знак».

Восьмиконечный крест (рис. 3) – соединение воедино мужского и женского начала - «солнцеворот» - обычно украшал свадебные одежды, а также одеяния молодок. В этой связи стоит отметить, что женский восьмилучевой мотив, известный среди удмуртских рукодельниц как «толэзь» – «луна» или «легезьпу» – «шиповник» (снимок 3, 4, рис. 6) используется, в несколько ином виде и в украшении мужских рубах (фото 5), он же известен в Полесье как «Перунов знак» (в «мужском исполнении» лепестки розетки более вытянуты вертикально и горизонтально – рис. 7 – рубаху с такой вышивкой если «только самая отчаянная девка наденет»).

Снимок 3. Женское головное полотенце южных удмуртов. Малопургинский район Удмуртской Республики, нач. 20 в. Частное собрание

Рисунок 1-12. Линейные знаки народного узорочья 

Подобный знак (восьмилучевая розетка), согласно Пополь - Вуху, священному преданию индейцев, отображает иерографическое представление о союзе между Небом и Землёй, в результате чего был создан Космос: посредством наложения друг на друга космических уровней - Неба и земли, первый из которых представлен в иконографии киче кардинальными направлениями, а второй - крестом солнцестояний [9].

Таким образом, фиксация в народной орнаментике источника света и жизни – солнца и соотнесение его с определённым знаком – крестообразным начертанием, могло произойти независимо друг от друга в различных точках ойкумены.

Рассмотрим в этом контексте появление производных от крестообразной фигуры - «свастики» в различных её вариантах. В Европе зафиксированы отголоски ритуалов, связанных с днями особых солнечных состояний, в которых в ходе магических действий можно наблюдать появление «свастики». Например, поиски ведьмы в калужском крае в летние святки, при помощи определённым образом обвитого соломой колеса – крестообразно по спицам – приводили собравшихся для совершения обряда изгнания ведьм в сумерках на крутой склон. Солому поджигали и колесо скатывали вниз: горящая солома давала эффект вращающегося огненного креста - движущегося солнца (?), а вместе с летящими перпендикулярно к осям искрами - свастику [ПМА], горящие колеса скатывали и в Германии, Франции и Шотландии. Аналогичный символ проявляется при подбрасывании вверх подожжённых крестовин: сбивали кресты из досок, обливали керосином и поджигали, они должны были обязательно вертеться при горении [5].

Снимок 4. Конец к головному полотенцу. Нылгинский район УАССР, д. Парсьгурт, нач. 20 в. УРМ 

В финно-угорском мире подобные обряды не обнаружены, пожалуй, кроме современной Венгрии, однако исследователи склонны полагать, что этот обряд мадьяры заимствовали у славян. Присутствие отдельных изображений «свастики» в вышивках слободских удмуртов исследователями объясняется результатом продолжительного соприкосновения с руским населением Вятской земли [6]. Проводивший раскопки по части водораздела верхних притоков Днепра и Волги в начале 20 века археолог Н.И. Булычев отметил, что с появлением пришлого славянского населения в краях, заселённых финно-угорскими и балтскими племенами, среди фрагментов керамики стали выявляться свастикообразные знаки [1].

Причина может скрываться в том, что результаты наблюдения за различными состояниями солнца в разных широтах сильно отличаются друг от друга, видимо, поэтому в приполярных районах, где понятие «зимнее солнце» невозможно, восьмилучевые кресты и свастические узоры у народов, развитие культуры которых происходило в этих условиях, отсутствуют. Исключение составляют явно пришлые группы: чередование образов оленя и «свастики», оттиснутых гребенчатым штампом по выпуклой поверхности глиняного сосуда, – обнаружено В.Н. Канивцом в материалах жертвенного места на Хейбидя - Педара» [4]. Это священное место для ненецкого население в зоне Приполярного Урала. При этом следует отметить, что по наиболее распространённой гипотезе, самодийское общество сложилось в Южной Сибири и лишь в первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу.

Таким образом, широко распространённые в мире узорные мотивы, к которым относятся крестообразные знаки и их производные, могли появиться у разных народов вне зависимости от этнокультурных соприкосновений, но т.к. сложиться они могли лишь в определённых географических условиях, интерес вызывает месторасположение «колыбели этноса».

Спаренные косые кресты (снимок 6, рис. 8) образуют знак, известный у многих народов, как «лягушка» или с другим названием, но также используемый в узорочье вещей женщин детородного возраста. Образ «лягушки» по этнографическим данным предполагает такую же взаимосвязь и в финно-угорском (один из обликов богини Калтащь) и в славянском мире (по полесскому поверью, душа ребёнка попадает в утробу женщине посредством лягушки, которую на её фартук скидывает аист (Спасибо Л.Н. Виноградовой за столь ценную подсказку).

Снимок 5. Удмуртская мужская рубаха. Дебесский район Удмуртской Республки 30-е гг. 20 в. УРМИИ 

Полевые материалы исследовательницы позволяют предположить, что у старшего поколения рукодельниц ещё сохранились некоторые сведения если не по содержанию знаков узора, то о возможности того или другого человека надевать на себя какую-либо изузоренную вещь. При этом носители народной культуры обращают внимание, преимущественно, на половозрастные признаки человека, и в меньшей степени на его личностные качества. Например, на одном из песенных праздников в с. Бетлица Куйбышевского района Калужской области возрастными участницами местного коллектива была осмеяна женщина детородного возраста, надевшая рубаху с узорочьем «Лежачая лягушка» (горизонтальное положение знака в узоре, «говорящее» о безплодии – рис. 9), равно как и молодой человек в стилизованной рубахе со знаком «Лягушка». В середине 90-х самой приходилось получать замечания по цвету одежды («молодая ещё в тёмное одеваться, в красном должна ходить»), подобное замечание получила пару лет назад от вьетнамской портнихи – исконную тунику тёмных тонов согласились сшить только после выяснения возраста и семейного статуса – «бабушка»). На большом празднике финно-угорских народов «Югра» была одарена одним из участников костяная подвеска с процарапанным крестообразным знаком – на женском святилище допустили к костру помочь хозяйке – по пояснениям присутствующих, – допускаются только «свои», гости не имеют права – пояснения хозяйки - ты из рода «стерха» (изображение на подвеске)/принята родом.

Снимок 6. Головное полотенце южных удмуртов. Нач. 20 в. Малопургинский район УР, УРМИИ

Если у молодки на фартуке или подоле рубахи мог красоваться узор «солнцами-ромбами» (своеобразные спаренные «лягушки» - рис. 10), то с возрастом женщины, ширина вышитой полосы на наряде уменьшается за счёт использования вариации «в полсолнца» (рис. 11). Различные узоры получаются при использовании цвета в отделке самого узора или его поля (фона), вокруг него (рис. 11).

Рассмотренный материал, собранный автором на стыке XX-XXI веков, подтверждает, что традиционный узор (как и народные татуировки) долгое время нёс половозрастную информацию, но в то же время сохранил и обереговые свойства – например, «косой крест» в лоскутном шитье и вышивке на нагрудниках, на запястье в виде татуировки, рисунок перекрещенных шерстяных плетешков из нитей – от боли (красные нити), от сглаза (серые нити).

 

Строк Анна Шайхнуровна, художник-реставратор, исследователь народной культуры. Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда.

 

Источники. Сокращения

1. Полевые материалы автора (ПМА), в т.ч. частные коллекции (ЧК).

2. Фонды Национального музея Удмуртской Республики им. К.Герда (УРМ). Коллекция полотенец.

3. Фонды Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (УРМИИ). Коллекции традиционной одежды и полотенец.


Литература

1. Булычев Н.И. Раскопки по части водораздела верхних притоков Днепра и Волги / Н.И. Булычев. - Москва, 1903.

2. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань, 2002. – 104 с.

3. Голан А. Миф и символ / А. Голан. – М.: Русслит, 1993. – 375 с.

4. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль (проблемы семантики) / Л.С Грибова. – М.: Наука, 1975. – 148 с.

5. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. - М.: Наука, 1978. - 295 с.

6. Косарева И.А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов / И.А. Косарева. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. – 228с.

7. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис: Монография / Т.. Молданова. – Томск: Издательство Томского университета, 1999. – 261 с.

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1994. - 608 с.

9. Салливан У. Тайны инков / У. Салливан. – М.: Вече, 1998.

10. Кацар М.С. Беларускi арнамент. Ткацтва, вышыука / М.С. Кацар. – Мiнск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996. – 208 с.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.