Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

05.06.2017 «Круг» ответственности и семейный «крест» в исконной руской культуре

Руская исконная традиция принципиально (полярно) отличается от западной не только в политическом или социально-экономическом измерениях, но главным образом и прежде всего в понимании и самом строе семейных отношений. В нашей культуре мужчина женится на женщине, а женщина выходит замуж. Тем самым, они, создавая семью как союз, осуществляют совершенно разные действия, хотя и взаимно дополняющие друг друга, в отличии от участников брачующихся пар (партнерств с контрактами и адвокатским сопровождением) в рамках супружеских отношений людей западной цивилизации. Католики, так же, как и протестанты, вступают в брак как бы «на равных»: он и она равноправны в системе сложившихся прав и обязанностей.        

Руская, православная семья состоит из четырёх «участников»: мужа, жены, детей и лиц старшего поколения. А католическая семья – это супруги и дети. В православии мужчина просит руки дочери у её отца. Отец девушки с её согласия отдает её ему в жёны и после свадьбы она с этого времени и навсегда принадлежит мужу и его роду. Именно принадлежит, обретая выгодное положение в отличии от западного равноправия. Ведь если мужчине что-то не принадлежит, он за это чаще всего и не отвечает или не слишком этим дорожит. Муж со дня свадьбы несёт полную ответственность за свою жену и свою семью, за их здоровье, счастье, благополучие. Перед кем отвечает муж? Перед отцом своей жены, Небом и людьми. При этом мужчина в руской культуре, даже если он никогда не имел жены и детей, в некотором смысле уже есть семья. Он становится семьёй с того времени, когда становится взрослым мужчиной признаваемый всеми. Мужчина носит в себе свою будущую семью, подобно тому, как женщина носит в себе своего будущего ребёнка. Мужчина носит в себе саму нравственную возможность создания семьи и «рождает» её в наличной действительности, когда женится на любимой женщине. Женщина выходит за мужчину замуж и рождает ему детей и никак иначе. Если она рожает не только ему и его роду, а, например, себе или для каких-либо иных внешних для сути дела целей, то это уже не руская исконь, а какая-то совсем другая.      

По сей день былые правила жизни и устои традиционного руского общества дают о себе знать. Полный «круг» ответственности участников семейной жизни, согласно руской народной культуре, выглядит следующим образов: женщина – мать несёт ответственность за детей перед своим мужем – отцом своих детей. Муж, отец детей, глава семьи несёт ответственность за свою жену и детей перед Богом и людьми или, что тоже самое – перед царём и Отечеством, перед земным и небесным престолом. Царь и Отечество несут ответственность за своего мужчину и отца семейства перед будущим всех родов государства, а это и есть наши дети. Им дальше хранить и беречь свою землю, единиться со своими родными звёздами, родными небесами, друг с другом, продолжать дело отцов и дедов, хранить обычаи Предков, умножать достоинство страны. Царь и Отечество несут ответственность за своего мужчину перед будущим страны – это главная ответственность державы или государства как такового. У детей существует ответственность за будущность своего государства и здесь, и теперь она развёртывается перед своей матерью и своим отцом. Суть этой ответственности заключается в том, чтобы хорошо учиться, помогать родителям и тем самым готовить себя к взрослой жизни. Этим четвёртым положением в отношении детей к своим родителям некоторым образом замыкается полный круг единой, взаимной и многопроявленной семейной ответственности. «Ответственность» же и заключается в том, чтобы держать «ответ» за что-то, перед кем-то, и не по произволу или какой-либо внешней необходимости, а по природе вещей так, как это сложилось в определённой культуре за века и тысячелетия её успешного существования.    

У определённого выше руского «семейного круга» (как и положено настоящему «кругу» как знаку истинной безконечности) нет ни начала, ни конца. Перечислять основы руской системы семейной жизни можно с любого конца, так как у каждого из них своя ответственность, замкнутая (разомкнутая, одновременно) на всех и со всеми соотнесённая. Получается своеобразный круговорот целостной, взаимоопределённой, коллективной жизни, вовлекающей в себя все нравственные, живые силы семейного организма, в которой все первые и каждый последний. Никто не может свою ответственность переложить на кого-то потому, что она у всех по необходимости разная. Государство является участником каждой семьи в лице самого старшего поколения, которое по справедливости можно назвать людьми главного возраста. Последние по-своему руководят семьей, будучи источником дельного совета, житейских премудростей, и самое главное – являясь памятью государства о самом себе. Они берегут уклад семьи и, тем самым, берегут уклад государства, передают детям опыт отцов, чувство нужности на этой земле.

В «кругу семьи» отец оказывается стоящим напротив своих детей, а мать в определённом смысле стоит напротив государства и Родины, если под последней понимать общую Родовую память и сообщество всех родственников семьи (свои старики, все члены родственных семей, все, кто лежат в курганах, в могилах, на родовых кладбищах). Родина руского человека оказывается малой частью государства – державы, где живут его соплеменники, родственники, где похоронены его предки, стоит его дом, село, хутор, где раскинулись его пастбища, луга, леса и реки.

Противостояние по линии отцов и детей в руской традиции называется «Отцы и Дети», а противорасположение матери и государства, матери и Родины, называется «Родина – мать». Два эти противостояния в «кругу семьи» скрещиваются и получающееся таким образом перекрестие есть своеобразный «руский крест». В этом семейном «перекрестьи» отец и мать не противостоят друг другу, а он и она скрещиваются. Именно такое «скрещивание» судеб мужа и жены (вспомним неизбывное: «Совет да Любовь!» – знак терпения, уважения и согласия) даёт возможность связать их в нерушимый «узел», получить добродетельное потомство, порождает мир да лад в семье, создаёт определённый жизненный настрой и образ мыслей, свой обычай, который каждый из родителей выносит из опыта старших поколений. Таким образом мужской и женский опыт семейного строительства в руской искони не противостоят друг другу, а восполняют, «скрещивают» в средоточие, в одну цель общие усилия, осуществляя при этом своё исконное предназначение.

О чём ещё нам может поведать руский «семейный крест»? Мужчина присягает Богу на верность своему царю и Отечеству (государству). Девица, выходя за муж, присягает Богу на верность мужу. Дети рождаются с присягой Богу на верность своей матери. Царь и Отечество (государство и его руководители) присягают Богу на верность детям своей Державы и их будущему. Никакая другая присяга в исконной руской искони была невозможна. Присяга человека человеку, к примеру, могла создать лишь банду преступников и разбойников.

«Руский крест» налагает ответственность на каждого из членов семьи и этим самым даёт ему служение. Суть служения состоит прежде всего в ответственности за доверие. Муж (отец семьи) служит царю и Отечеству (государству) тем, что отвечает перед ними за свою жену и детей. Он даёт своей жене стену и племя, честное имя, заботу и защиту. Жена (мать семьи) служит своему мужу тем, что отвечает перед ним за детей и за порядок в доме. Она даёт детям честное имя отца и опору в жизни, ухаживает за ними, учит их сама и помогает учиться у других. Дети в семье служат своей матери тем, что отвечают за государство, добросовестно выполняя свои обязанности в учёбе, оказывая посильную помощь в семейных делах, уважая старших в семье и принятые порядки в обществе. Государство служит своему будущему и своим детям тем, что отвечает за их отцов, своих граждан. Оно даёт своим мужчинам строй и флаг, родную землю, опору духа, чувство плеча соотечественника и ощущение постоянства правил жизни. Государство даёт возможность трудиться на благо страны и благо своей семьи, даёт им честь и славу, обретаемые в мирном труде и ратных подвигах. Мужчина служит флагу, а его женщина – мужу, который служит флагу. Женщина – его тыл и гавань в бурном житейском море. При таком положении дел (когда мужчина ни в каком смысле не принадлежит жене, а жена целиком и полностью принадлежит мужу) не возможен выход их семейного союза ни мужу (его семья всегда в нём и с ним, где бы он не находился), ни жене (так муж, с одной стороны, не имеет права её кому-нибудь отдать, равно как и она, с другой стороны, не может ни на кого оставить своих детей, которые всегда при ней). Все иные «варианты» говорят лишь о духовной незрелости людей и их отходе от руской семейной культуры.      

Сейчас основы нашей исконной жизни достаточно серьёзно размыты и выхолощены. Царя людям заменяет «царь в голове», госдума заменяет Отечество, жилплощадь – Родину, а Вера в основе своей подчас сводится к упованию на успех детей и надежде на то, что их жизнь будет лучше, чем жизнь их родителей. Понимание того, что истинная семейная жизнь есть главный источник существования и благоустроения государства, а последнее – суть зеркало положения дел в семейном укладе, помогает оценить сложившееся положение дел и наметить правильный выход к его не мнимому, но действительному исправлению.  

 

Макаров Владимир Витальевич. Кандидат философских наук, доцент. Ведущий научный сотрудник С.Петербургского ИИЕТ РАН (Институт истории естествознания и техники). 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.