Эмпатия – чудесный механизм, объединяющий на биологическом уровне всех людей в единое поле, порождающий общность и понимание, и тем самым создающий на земле тот самый рай, в котором хотели бы жить многие. Но если людям навязать конкуренцию через разделение, то чувство эмпатии начинает давать сбои - рождаются соперничество и агрессия. Это чётко работающий инструмент для разрушения и деградации, неизбежно превращающий со временем человека в бездушного робота.
Что такое эмпатия
Эмпатия – чудесный механизм, объединяющий на биологическом уровне всех людей в единое поле. Эмпатия присуща не только людям, но и ряду высокоразвитых млекопитающих, в первую очередь – человекообразным обезьянам. Нередко её путают с симпатией, но это очень разные явления. Симпатия – это положительное отношение к кому-либо, а эмпатия – способность чувствовать состояние другого, вживаться в него. Если мы видим боль другого человека, то наш мозг и наше тело отзываются, реагируя так, как будто это нам больно. Степень ответной реакции зависит от многих факторов, у людей разный уровень эмпатии, за исключением патологий, при которых этой способности нет (вроде антисоциального личностного расстройства или аутизма). У всех есть общий базовый уровень эмпатии, именно благодаря ей устанавливается связь между младенцем и родителями, а позднее - между детьми. Сострадание и сочувствие, способность прощать, входить в чужое положение, отзывчивость, альтруизм, жалость, помощь, способность получать удовольствие от актёрской игры – всё это базируется на эмпатии. Иными словами, эмпатия - это не "я понимаю, что ты чувствуешь", а "я чувствую твои переживания". "Я чувствую, что ты боишься, что ты радуешься, удивляешься, злишься". При этом своё "я" сохраняется, оно прикасается к переживаниям другого, со-переживает, но не растворяется в нём. Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей.
Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема. Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.
Психологи выяснили, в каком возрасте дети распознают эмоции свои и других людей
Учёные выяснили, что дети способны распознавать сложные эмоции, например гордость или разочарование, в других людях в возрасте четырёх лет, а понимать, что они сами чувствуют эти эмоции, — в пять лет. Подробнее с результатами работы психологов можно ознакомиться в The Journal of Experimental Child Psychology.
В ходе эксперимента психологи предлагали маленьким детям сыграть в компьютерную игру, при этом исход игры не зависел от действий ребёнка: учёные заранее решили, кто выиграет, а кто проиграет. Наблюдения за реакцией юных участников опыта после окончания соревнования показали, что даже двухлетние дети, выигравшие партию, очень ясно демонстрировали свои положительные эмоции от победы: например, высоко поднимали голову и выпрямляли спину. Однако учёные уверяют: дети способны показывать эмоции раньше, чем осознавать, что они их испытывают.
Поэтому психологи после окончания эксперимента предложили всем участникам выбрать одну из четырёх картинок, которая наиболее точно, по мнению самих детей, отражала их эмоции и эмоции родителей. Выяснилось, что в возрасте четырёх лет ребёнок способен понимать, что именно ощущают окружающие его люди, а в пять лет осознаёт и верно описывает свои собственные чувства.
Факторы развития эмпатии у детей:
- Тёплые и доверительные отношения внутри семьи.
- Сопереживание взрослых другим людям.
- Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным. Особенно в раннем возрасте ребёнка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда её тянут за ухо и т. п.
- Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.
Как эмпатия помогает в жизни
- Люди с высоким уровнем эмпатии доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за проступки. Такие люди достигают в жизни гораздо большего успеха, чем те, кто постоянно винят окружающих и склонны видеть «соринку в глазу». Люди с низким уровнем эмпатии недоброжелательны, замкнуты и более агрессивны.
- Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создаёт благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации.
- Эмпатия помогает не только в реальной жизни, но и в искусстве: актёру вжиться в роль, режиссёру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.
Что лишает людей способности к эмпатии
Ф. де Вааль, известный биолог, рассказывает о таком очень простом исследовании нейрофизиологов в Цюрихском университете. Они изучали нейронный ответ человека на страдания других людей. Мужчины смотрели, как в соседней комнате получает удары электрическим током либо болельщик их собственного клуба, либо болельщик клуба-соперника. Все наблюдатели были фанатами «со стажем», к футболу относились серьёзно. И эмпатию они проявляли к болельщикам только своего клуба. Более того, страдания болельщика соперничающего клуба активировали в мозгу центры удовольствия.
Вот и простой ответ на то, как убить эмпатию. Раздели людей на чужих и своих. Чем больше вокруг чужих – тем меньше эмпатии. Хочешь подавить её полностью? Сделай чужими всех вокруг, а себя – избранным, обособленным, уникальным. Благо, что и этот механизм такой же врождённый, что и способность чувствовать другого. Мыши способны дискомфортом реагировать на боль других мышей, но при одном условии – они должны были некоторое время жить вместе со страдальцем. Страдающий чужак оставляет их равнодушными. Точно также равнодушными остаются шимпанзе.
Психология отношений в рамках "Свой - чужой"
Во враждебном мире, полном опасностей, свой защитит, а чужой - нет. «Свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то, по крайней мере, внушающий опасения. Со своим мы вместе и дружим, от чужого мы держимся на расстоянии.
- Проблемы чужого нас могут не касаться. Свой своего - в беде не бросит.
- Со своими мы честны. Врага можно обмануть.
- Чужих можно использовать в своих интересах. Своих не подставляют. Своего не кидаем.
- Интересы чужих нас прямо не касаются. Интересы своих - наши интересы, своим мы помочь обязаны.
Деление на «своих» и «чужих», реакция обособления древнее и мощнее, чем эмпатическая отзывчивость, и её намного легче активизировать. Простой эксперимент: участников разделили на две группы при помощи обычных цветных квадратиков (синих и красных), а потом выбранным представителям из этих групп предложили разделить между всеми участниками эксперимента определённые суммы. И тут выясняется, что «синий» старался побольше урвать для «синих», а «красный» - для «красных», хотя эти группы были образованы случайно, и никто из членов групп не знал друг друга до эксперимента. Достаточно было простого факта «мы одного цвета», чтобы стать предвзятым и уменьшить уровень эмпатии.
Что заставляет людей враждовать
Знаменитые исследования психолога Муазефа Шерифа показали, каким образом людей, объединив в разные случайные группы, можно спровоцировать не только на утрату эмпатии к «чужакам», но и на открытую и прямую враждебность, так как само по себе деление на группы не влечёт за собой межгрупповую агрессию (о самом исследовании – здесь, см. Эксперимент 2). Шериф выяснил, что стремление унижать и враждебность по отношению к членам противоположной группы начинали проявляться только в условиях соревнования за ограниченные ресурсы. То есть нужно убедить людей, что им есть что делить – и дальше всё пойдёт по накатанной. Именно в такой ситуации боль и страдания другого начинают активизировать центры удовольствия тех, кто видит это страдание, но принадлежит к другому лагерю. Одновременно возрастала внутригрупповая солидарность и эмпатия, но только к своим. Чем меньше группа «своих» - тем меньше сочувствия к «остальным».
Действия своих обычно понимаются и оправдываются, ответные действия чужих вызывают только возмущение, оправдания им нет. И каждая сторона считает, что правда на её стороне - виноваты всегда «чужие».
Если дело касается межнациональных конфликтов, то СМИ с большим энтузиазмом поддерживают разжигание распрей и таких эмоций как страх и ненависть людей друг к другу. Так разрушается столь естественное чувство общности и усиливается отделённость и замкнутость в сознании всех и каждого. Для чего это делается? Просто это кому-то выгодно.
Итак, всё очень просто, увы. Два простых до безобразия правила:
А) Проведи границу между «своими» и «чужими».
Б) Убеди «своих», что им есть, что делить с «чужими».
Дальше люди сделают всё сами, ведомые механизмами, общими с шимпанзе и другими млекопитающими. Появятся кодовые слова-сигналы, которые отличают «наших» от «не наших», по ним сразу можно вычислить друг друга. У людей эту роль играют слова-ярлыки. Появится полная закрытость к информации с «той стороны», и чрезмерная доверчивать к «своим» (помним – возрастает внутригрупповая солидарность). Включится "язык ненависти", суть которого - причинение страдание другому через слово. Радость от страданий и боли «чужаков». Оправдание убийств со стороны «своих»... А там дальше - рептилии и роботы, для которых эмпатия недоступна...
А дрессировщики будут смотреть на сражающихся шимпанзе и павианов, и продумывать новые эксперименты…
Пришло время понять, что все люди ‒ одно большое «мы». И когда в этом «мы» между собой конфликтуют отдельные «я», это неизбежно сказывается на всех, на всеобщей целостности и гармонии…
Таким образом, самая сложная Заповедь наших Предков для исполнения по жизни - это жить в ладу с самим собой, другими людьми и окружающим Всемирьем.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями