Купала празднуется в самый разгар лета — в ночь с 6 на 7 июля. Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий.
До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния, самой короткой ночи (20-22 июня по старому стилю). Купала известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса.
C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя - 24 июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Любовь земная и небесная
Обычай зажигать «купальские огни» распространен по всей Европе, у романских, германских и славянских народов. В Германии и Франции костры разжигались в городах и селах с XII по XVII века. А на Украине Ивана Купала начали праздновать уже три тысячи лет назад! В Латвии праздник Купалы называется Лиго. Аналог нашему, славянскому, празднику есть и в индийской традиции — там празднуется очень похожий праздник - Гопала. Если взглянуть на обряды и ритуалы праздника Ивана Купала глазами современного человека, можно с полной уверенностью утверждать, что они выполняют прямо-таки психотерапевтическую роль: помогают освободиться от многих наших комплексов и проблем.
Ведь Купала — праздник любви. Взаимодействие Неба (Сварога) и Земли (Макоши) – это Вселенская Любовь, а взаимодействие мужчины и женщины – земная любовь. Таким образом, купальская ночь – космически обусловленное время для встречи суженых, зачатия детей, укрепления семьи и благосостояния. Это время заглянуть в будущее. В дошедшем до нас обряде «Марена и Купало», главные объекты ритуала, это Купало – Бог Яви (то есть нашего мира) и Мара – Богиня Нави (мира духов), где Купало символизирует жизнь, а Мара - смерть.
Таким образом происходит объединение полярных энергий: Явь (ян) – Навь (инь); небо – земля; огонь – вода; мужчина - женщина. Многие ритуалы, совершаемые в Иванову ночь, призваны защитить человека от Нави, то есть от мира враждебных духов. Люди как бы заключают с высшими силами договор и заручаются их поддержкой в обмен на любовь, которую они дарят друг другу. Любовные игры на Купалу — это своего рода сражение с силами тьмы, ведь там, где есть любовь, нет места злу.
Неси, речка, венок, на другой бережок
Еще один важный момент праздника Купалы — это гадания. В эту ночь человек получает возможность обратиться к миру Прави — то есть к будущему, где, по представлениям славянской мифологии, обитают Боги. И получить оттуда весточку-указание. Магической защитой во время перехода из одного мира в другой (из Яви к Прави, то есть из нашего мира к миру божественному, где сокрыта истина) является венок. Накануне Ивана Купала девушки плетут венки из лесных и полевых цветов и трав. Вечером, на заходе солнца, венок опускается в озеро или реку.
При этом нужно загадать желание. Если венок поплывет вдаль — желание сбудется, если пристанет к берегу недалеко от того места, где был опущен, то нет. Если венок утонет — это считается плохим предзнаменованием.
Обряды очищения
Само название — Купала, а также всем известный обряд купания в праздничную ночь, говорят еще об одном аспекте праздника: об очистительном ритуале, призванном восстановить энергетическую целостность человека, то есть его здоровье. В ночь на Ивана Купала существует обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем, жечь костры и прыгать через них с целью очищения от немощей и болезней. Существует также и гадание по костру. В праздничную ночь разжигают большой костер — Купалец — и прыгают через него. Если пламя костра не коснется прыгнувшего, то это — хороший знак. Девушкам он предвещает скорое и счастливое замужество, юношам — удачу в любви и делах. В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни.
Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от всяких болезней.
А еще в эту праздничную ночь зацветает папоротник…
Легенда о цветке папоротника
Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывал у людей некоторую опаску, и так вокруг него возникали легенды, сказания, сказки…
В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник, и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.
Цветок папоротника ярко-огненный, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.
В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло...". Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.
По материалам Интернет
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями