Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

02.12.2018 Трёхчастность в вышивке полотенец  как обозначение праздничного времени

Вышивка – это лад жизни человека, окружающий его со дня рождения. Не зря у руских народов вышивку называли узорочьем. Узор – это не столько украшение вещи, сколько связь (от слова «узы», «узреть») человека с космосом. У древних  греков «Космос» обозначал миропорядок, упорядоченную Вселенную в противоположность Хаосу [1, с. 10].

В статье «Термины вышивания в руских диалектах» Н.П. Гринкова привела в пример работу Н.Я. Марр по рассмотрению понятий, связанных с письмом и  книгой. Дело в том, что раньше говорили не вышивать, а писать, строчить узоры. А вышивать, означало рисовать, шить по заданию, получить «узор», «знак», «знамение», «бога» и выявить с ним отношение [3, с. 190].

Руский космизм корнями уходит в основы руского крестьянского мировоззрения, в предания славянских народов, которым была присуща вера в небесно-космическую предопределённость судьбы человека.  Особенно важным для наших предков являлось отношение к своим родителям ушедшим в мир иной и особым праздникам. Важным предметом в руских народных обрядах было полотенце. Оно мыслилось нашими предками как дорога, предмет, помогающий преодолеть границы между этим и тем миром, где жили покинувшие этот свет родители, олицетворявшиеся с богами. 

Занимаясь земледелием, древние народы обнаружили, что приблизительно через 40 дней «у человека появляется хроническая усталость от тяжёлого труда, либо сельскохозяйственные работы определённого назначения подходили к концу» [1, с. 108] или оканчивался сезон солнечного восьмичастного календаря. Восемь праздничных времён прослеживается в древнем календаре-солнцевороте. Праздник – это «пустой день, не наполненный работой», скорее – это не день, а период от одного до нескольких дней, который называли раньше «неделей» [4, с. 39-42].

Праздник затормаживает бег времени, надламывает траекторию движения времени, сбивает его путь и превращает из линейного в круг, а точнее «многоугольник с количеством углов, равных количеству праздников». «В историческом линейном времени праздничные даты являют собой как бы разрывы, где время движется в другом направлении» [4, с. 39-42]. 

Как показать разрыв во времени между нашим и тем мирами на полотенце-дороге с помощью вышивки? На более древних вышивках с линейным рисунком разрывался узор и между ними вышивался богатый узор, как пожелание добра и благополучия семье и каждому человеку в отдельности, кодирование благополучного будущего (рис. 1).  

Рисунок 1. Рисунок вышивки полотенца. 20 в.  Балашихинский историко-краеведческий музей

Когда появилось сложное узорочье, то такой разрыв времени стал  вышиваться отдельно для каждого праздника, а время получило облик в виде птицы, коня, барса, женщины и др. (рис. 2).

Можно высказать предположение, что древо жизни, стоящее между антропоморфными фигурами – есть Вселенная, выстроенная в гармонии на всех уровнях своей жизни, а изображённые по бокам животные или птицы – олицетворение самого времени, остановившего свой бег на время праздника.      

Рисунок 2. Праздничное полотенце Вологодской губернии. 19 в. Реплика (копия)

Это и есть победа жизни над смертью, и всё «имело серьёзное, даже священное значение» [5, с. 705]. Это и есть крестьянский космос, порядок во Вселенной. В особые дни все миры выстраиваются в ряд, как ступеньки одного целого, и в эти несколько дней, считающимися святыми, как предки, так и земные живые люди, могут побывать в любой части этого Космоса и пообщаться между собой.  

Бобыкина Н.Ю. 

Ллитература

1. Бобыкина Н.Ю. Орнаменты. Мифы. Сказки / Н.Ю. Бобыкина. – М.: Маска, 2008. – 148 с. 

2. Бобыкина Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов / Н.Ю. Бобыкина. – М.: ИП Скороходов, 2014. – 208 с.

3. Гринкова Н.П. Термины вышивания в русских диалектах / Н.П.Гринкова // Учен. зап. ЛГПИ,  -  Ленинград, 1939. – Т. ХХ. – С. 173191.

4. Серов С.Я.Календарный праздник и его место в европейской народной культуре / С.Я. Серов // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. – М.: Наука, 1983. – 224 с. – С. 39-54. 


Другие статьи по теме «Народная одёжа»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.