Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

01.07.2017 Руский народный сарафан

Сарафан всегда считался символом или неотъемлемым атрибутом женского руского национального костюма. Надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твёрдым головным убором («кокошником» или «кикой») он был в широком употреблении как у знати, так и среди бедных слоёв населения. Трудно представить, но сарафаны были также длинной мужской распашной одеждой в Персии и других странах Востока.

В настоящее время распространено мнение, что сарафан происходит не от руского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». То есть, в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, в Персии и других странах Востока сарафан - это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие. 

Считается, что первое упоминание о сарафанах или сарафанцах относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Но описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Вместе с тем народная память и современные исследования свидетельствуют о том, что платья-сарафаны женщины на Руси носили испокон веков, причём у нас изначально это была исключительно женская одежда. У разных  же народов со временем могли возникнуть различные вариации применения сарафана и его произношения, что и привело вольно или невольно к различным нестыковкам в современной трактовке происхождения слова "сарафан". Результаты современных научных исследований, и в частности данные ДНК-генеалогии профессора Клёсова А.А., говорят о том, что иранцы (гаплагруппа R1a, то есть те же руские или арии) мигрировали со средне-руской равнины, а значит иранский язык образовался из руского языка и является более молодым языком, нежели руский язык. Поэтому логично предположить, что слово «sаpara» произошло от руского «сарафан», а никак не наоборот, как принято считать в настоящее время.

Руские сарафаны можно увидеть на картинах руских же художников разных периодов.

Во времена Петра I сарафан стал считаться одеждой мещанской или крестьянской. Дворянкам носить сарафан было неприлично. Кто внимательно читал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, обратил внимание на сцену прощания коменданта Белогорской крепости с семьей.

«Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху. — Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

То есть, отец-дворянин, идя на смерть, приказывает жене переодеть дочь крестьянкой. Авось сей маскарад спасёт ей жизнь!

Но как раз в то время, то есть в царствование Екатерины II, которая, как и положено женщинам, обладала хорошим вкусом, сарафан для дворянок был «легализирован» и снова вошёл в моду. А в 1834 году Николай I приказал сделать простонародный сарафан женским придворным платьем с рускими национальными мотивами.

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шёлковое платье в руском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.

Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда. 

А для повседневной носки у руских женщин были более простые варианты.

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.

Вне зависимости от фасона, руские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа. 

Традиционный образ руской красавицы.

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, руский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его надевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, надевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.

Нарядный сарафан для знаменательных событий.

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в руском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка». 

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешённым, хотя талия обычно не подчёркивалась.

Талия чаще всего не обозначалась.

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые надевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нём всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объёмными за счёт комбинирования ярких цветных и чёрных нитей.

Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно.

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал чёрный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зелёные цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.

Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом.

 

Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шёлк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи. 

Разнообразие сарафанов

Руская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нём присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в руском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.

Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своём варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трёх отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.

 

Старинные распашные сарафаны.

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шёлк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.

 

Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов. 

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.

 

Более современная версия традиционного руского сарафана.

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение понёвы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трёх частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Её длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понёва. В некоторых областях её декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.

Внешний вид понёвы мог сильно отличаться. 

Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с понёвой.

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоёв населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали её только на гуляния и на празднества.

Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках. 

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль. 

Трансформация одеяний под грузом современности

Руский сарафан стал запрещён к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.

Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа. 

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить руский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе руский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал всё меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоёв населения, которые и донесли традиции до наших времён.

Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного руского костюма.

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шёлковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.


Редкие фотографии руского народного костюма XIX - начала XX вв, собранные Натальей Шабельской и хранящиеся в Российском этнографическом музее.

Больше фотографий можно посмотреть здесь.

© Методический центр «Древо Рода»


Другие статьи по теме «Народная одёжа»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.