Ученые сделали одно из самых необычных и экстраординарных открытий: события, которые пока не произошли, могут оказывать влияние на наше поведение в настоящем.
Парапсихологи на протяжении многих лет делают поразительные заявления о предчувствии — знании о непрогнозируемых событиях в будущем. Но этот загадочный феномен вот-вот получит всеобщее признание: работа, доказывающая его существование, принята к публикации в ведущем журнале по социальной психологии.
Более того, скептически настроенные психологи, которые внимательно изучили препринт статьи, заявляют, что не смогли обнаружить в ней значительных промахов. «Я лично считаю, что это просто нелепо и не может быть правдой», — сказал Йоахим Крюгер из Брауновского университета в городе Провиденс, штат Род-Айленд, который писал об этой работе на сайте Psychology Today. «В первую очередь, обращают внимание на методологию и замысел эксперимента. Но, честно говоря, я там ничего не обнаружил. Все сделано должным образом».
Критическая масса
Работа, которая будет опубликована до конца этого года в журнале Journal of Personality and Social Psychology, является результатом восьмилетнего исследования Дэрила Бема из Корнелльского университета в городе Итака, штат Нью-Йорк. «Я сознательно ждал, пока образуется критическая масса данных, чтобы быть уверенным в том, что это точно не статистическая погрешность», — сказал он.
В своей статье, он описывает серию экспериментов с участием более чем 1000 студентов-добровольцев. В большинстве тестов, Бем брал хорошо изученные психологические феномены и просто обращал вспять последовательность их проведения, таким образом, что событие, которое интерпретировалось как причина, происходило самым последним.
В одном из экспериментов, студентам показали список слов, а затем попросили вспомнить слова из него. Потом, они печатали отобранные случайным образом слова из того же списка. Странным образом, студенты лучше вспоминали именно те слова, которые затем им приходилось печатать.
В другом исследовании, Бем адаптировал эффект «вдалбливания» — когда слово, появляющееся на короткий срок, воздействует на подсознание человека — так называемый 25-й кадр. К примеру, если при просмотре картинки котенка, появляется слово «урод», то человеку понадобится больше времени на то, чтобы решить, что картинка симпатичная, по сравнению с тем, когда появляется слово «красиво». Проведя эксперимент в обратном порядке, Бем обнаружил, что эффект 25-го кадра действует в обоих направлениях.
Эта работа была подвергнута тщательной проверке. «Эта статья прошла через серию проверок наших самых надежных рецензентов», — сказал Чарльз Джадд из Колорадского университета в Боулдере, который возглавляет редакционную коллегию журнала Journal of Personality and Social Psychology.
Хотя Бем описывает себя словом «индивидуалист», признаваясь в давнишнем интересе к паранормальным явлениям, он является уважаемым психологом, славящимся аккуратно проводимыми экспериментами. Он лучше всего известен своей теорией о самовосприятии, согласно которой, точно также как люди составляют мнение о себе в соответствии со своим поведением, они судят о других через призму своих собственных качеств характера.
Бем рассказал, что его статья была проверена четырьмя экспертами, которые сделали поправки, но все-таки рекомендовали ее к публикации. Не смотря на это, вместе со статьей журнал опубликует скептический комментарий редактора. «Мы надеемся, что это вызовет у людей желание воспроизвести эти эксперименты», — сказал Джадд.
Похоже, что это только начало в серии горячих дебатов. Бем рассказал, что с десяток исследователей уже связались с ним, запрашивая детали его работы.
Источник: globalscience.ru
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями