Занятия музыкой невероятно полезны для детей. Команда из Массачусетского технологического института во главе с неврологом Робертом Десаймоном (Robert Desimone) сообщила, что обучение игре на музыкальных инструментах помогает малышам в изучении иностранных языков.
Специалисты отмечают, что о подобной взаимосвязи известно давно. Предыдущие исследования показали, что профессиональные музыканты лучше других людей понимают речь на слух даже при фоновом шуме, а также различают похожие звуки. Однако оставалось непонятным, влияет ли музыка непосредственно на языковые навыки, или же это некий положительный побочный эффект от общего повышения когнитивных способностей.
В новой работе совместно с коллегами из Пекинского педагогического университета исследователи наблюдали за 74 малышами в возрасте 4-5 лет из детского сада в Китае (их родным языком был мандаринский китайский).
Детей случайным образом разделили на три группы. Участники из первой группы трижды в неделю посещали 45-минутный урок игры на фортепиано. Дети из второй группы ходили на дополнительные уроки чтения также три раза в неделю. Третья группа была контрольной и никаких дополнительных занятий не посещала.
Эксперимент проходил в течение шести месяцев, после чего все дети прошли тесты, в том числе на способность отличать слова в зависимости от различий в тоне (имеется в виду высота звука), а также гласных или согласных звуков. Такой навык стал в данном случае показательным, поскольку в мандаринском китайском языке одно и то же слово может иметь разные значения, в зависимости от тона говорящего, поясняют учёные.
Результаты тестов показали, что малыши из первой группы значительно улучшили свои навыки и чаще понимали разницу между словами, которые отличаются одним звуком или высотой звука. Вторая группа также показала прогресс, но лишь в распознавании созвучных слов, которые отличаются одной гласной. Контрольная группа таких улучшений не продемонстрировала.
На следующем этапе детям включали аудиозаписи, в которых звуки отличались по высоте тона, и следили за активностью их мозга при помощи электроэнцефалографии. Оказалось, что мозг малышей из "музыкальной группы" проявляет наибольшую чувствительность к тональным изменениям по сравнению с мозгом других участников.
Исследователи полагают, что именно уроки игры на фортепиано помогли развить эту самую тональную чувствительность, от которой зависит не только восприятие музыки, но и речи других людей.
"Возможность услышать разницу между словами очень важна для детей при изучении языка. Они действительно получили преимущество", — считает Роберт Десаймон.
Он также добавляет, что другие тесты не показали значительного увеличения уровня IQ, а также улучшения концентрации внимания, рабочей памяти или других показателей. То есть получается, что музыкальные уроки дают конкретное преимущество в изучении языков, а не общее улучшение когнитивных способностей.
Специалисты полагают, что, несмотря на небольшую выборку участников и то, что все они говорили на довольно специфичном языке, результаты исследования будут справедливы и для большинства других детей. И это стоит учитывать педагогам, а также составителям дошкольных образовательных программ.
"Похоже, для распознавания различий между звуками, в том числе речевыми, это лучше, чем дополнительные уроки чтения. Это означает, что школы могут инвестировать в музыку", — заключает Десаймон.
Теперь он планирует углубиться в изучение неврологических изменений, вызванных музыкой. В частности, учёный хочет узнать, как изменится активность мозга после одного музыкального урока.
Научная статья по итогам работы американо-китайской команды была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями