Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

25.07.2015 Как научить безпомощности?

Почему на Руси пьют? Почему руские мужики долго не живут? Почему земля наша раскинулась на одной шестой суши, а свободы нет? Почему долготерпение наше безмерно, а руский бунт при этом – безсмысленный и безпощадный?

Любая теория неверна, уже хотя бы потому, что отбрасывает кажущиеся таковыми случайности. Тем не менее, очень многое в нашей жизни можно объяснить двумя словами: «выученная безпомощность».

Сам термин появился относительно недавно. Считается, что феномен выученной (приобретённой, заученной) безпомощности открыл в 1967 году американский психолог Мартин Селигман. Ставя опыты над собаками, он разделил их на три группы. В двух клетках животные подвергались ударам электротока. Однако собаки первой группы могли прекратить пытку, нажав носом специальную панель, размыкавшую цепь. Таким образом, они могли контролировать ситуацию. Собаки второй группы были лишены этой возможности. Провода были соединены с первой клеткой, и шоковое воздействие прекращалось только когда на панель воздействовали животные первой группы. То есть, эти собаки не могли контролировать ситуацию. Животные контрольной группы не подвергались электрическим ударам.

В конце концов, всех животных собрали в одной клетке, в которой они должны были подвергнуться воздействию шокового электричества. Спастись можно было, перепрыгнув через загородку в другую клетку. Когда включили ток, собаки первой и контрольной групп быстро перепрыгнули в безопасную клетку. А вот животные второй группы впали в депрессию, покорно легли на пол, и только жалобно скулили под усиливающимися ударами тока. Они привыкли, что от них ничего не зависит!

Не только наказание, но и поощрение может вызвать состояние выученной безпомощности. Ещё раньше, в 1913 году физиолог Наталия Шенгер-Крестовникова обучала собаку отличать круг от эллипса. Животное быстро обучилось и охотно это делало, поскольку, выбирая круг, получало лакомство. Но физиолог усложнила опыт, всё более приближая эллипс по форме к кругу. Когда собака перестала различать их, она стала чаще ошибаться, действовать неуверенно. Две недели она пыталась понять, дадут или нет ей еду – это не зависело теперь от результата её действий. В результате несчастная собака утратила интерес к жизни, целыми днями безучастно лежала, она утратила когнитивные способности и, более того, забыла всё, чему её учили раньше…

Какое отношение это имеет к людям? Самое прямое. Похоже, выученная безпомощность – самый распространённый недуг нашего общества. Его старательно культивируют родители в своих детях, учителя в школьниках, начальники в подчинённых, государство в подданных – везде, где главным становится послушание. Даже Дед Мороз – и тот первым делом спрашивает ребёнка, вручая ему подарок: «Хорошо ли ты себя вёл – слушался ли папу с мамой?»

Родители очень часто проявляют чрезмерную заботу о детях, препятствуя их познавательной активности. Они стараются сделать всё сами, приговаривая: «Да ты же ничего не умеешь!», «Руки-крюки! Раньше надо было учиться!», «Я так и знала, что у тебя не получиться, смотри, как надо!», «Вечно ты всё портишь!», «Всё равно будет по-моему!» В результате ребёнок понимает: от него ничего не зависит. Его дело не лениться, послушно ходить в школу – потому что «так надо», приносить хорошие отметки.  Кто ж против? Да только не всегда получается. Ребёнок старается, но жизнь не скатерть, в ней кое-что не зависит от старания. И получает он к плохим отметкам ещё и приговор родителей: «Безтолочь!»

Немецкий учёный Юлиус Куль проводил опыты над студентами. Им предлагалось решить «простенькие» математические задачки (на самом деле у них не было решения). Раз за разом они не справлялись с заданием, получая от преподавателя нелестные отзывы о своих способностях. Большинство испытуемых впало, наконец, в отчаяние. И тогда им была предложена действительно лёгонькая задачка… С ней они тоже не справились! Студенты научились безпомощности…

Состояние безпомощности противоестественно. Живому организму свойственна познавательная активность – он бежит от опасности и стремится к наслаждению. Если этому препятствовать, жажда деятельности приобретает характер смещённой активности. Например, если двух крыс поместить в клетку и подвергнуть испытанию током, то они вцепятся друг в дружку. Агрессия, кажущаяся со стороны иррациональной, позволяет особи сохранить ощущение, что она контролирует ситуацию, сама распоряжается своей жизнью. Ну и что из того, что шкура покрыта ранами?! Главное – сохранить душевное здоровье, способность жить и сражаться. И действительно, такие крысы жили дольше и чувствовали себя лучше, чем несчастные, погружённые в состояние выученной безпомощности.

Теперь понятно, почему в тюрьмах, где всё сделано для формирования чувства безпомощности, так высок уровень агрессии? Почему в школах процветает вандализм? «Вы думаете, что всё контролируете? А вот и нет! Есть места, где я делаю, что хочу!»

Есть и другие виды смещённой активности, не столь вызывающие. Если крысе, которая в заточении подвергается ударам электротоком, дать грызть палочку, она избежит депрессии. Профессиональный психолог Бруно Беттельхайм, который попал в нацистский лагерь для инакомыслящих, быстро разобрался в том, что человеку обычному покажется безсмыслицей. Там была система перевоспитания трудом. Но трудом иррациональным. Сегодня человеку поручают копать канаву и строго наказывают, если он отстаёт от графика. А завтра он зарывает яму, и должен это сделать как можно быстрее. Правила постоянно меняются. Сегодня сажают в карцер за то, что ты побежал, а завтра все должны передвигаться только бегом. Суть в том, чтобы человек даже мысленно не обсуждал приказы, а повиновался всему безропотно. Через несколько месяцев лагеря человек превращался в безропотное и покорное существо, готовое выполнить любой приказ начальника.

Психологу удалось сохранить своё «я», своё критическое отношение к окружающему благодаря тому, что он нашёл возможность проявить смещённую активность. Он не стал протестовать – протесты не могли привести ни к чему хорошему. Он стал… чистить зубы. Не потому, что это гигиена и здоровье. Это было проявлением выбора – «могу чистить, могу не чистить».  Беттельхайм стал делать физические упражнения. Он мог бы полировать камушки, заняться резьбой по дереву, лепить из мякиша, дрессировать таракана… Это всё нередко делают заключённые – не потому, что ужасно полезно тренировать тараканов. Такие занятия спасают от феномена выученной безпомощности, они создают мир, в котором человек чувствует себя хозяином.

С давних времён государство использовало методы создания выученной безпомощности для контроля за населением. О способах массового подавления воли рассказывает, например, Гай Светоний Транквилл, описывая правления Калигулы. Конечно, историк не знал о выученной безпомощности, ему выходки диктатора казались безумием: «На театральных представлениях он, желая перессорить плебеев и всадников, раздавал даровые пропуска раньше времени, чтобы чернь захватывала и всаднические места. На гладиаторских играх иногда в палящий зной он убирал навес и не выпускал зрителей с мест; или вдруг вместо обычной пышности выводил изнуренных зверей и убогих дряхлых гладиаторов, а вместо потешных бойцов – отцов семейства, самых почтенных, но обезображенных каким-нибудь увечьем. А то вдруг закрывал житницы и обрекал народ на голод… Один римский всадник, брошенный диким зверям, не переставал кричать, что он невинен; он вернул его, отсек ему язык и снова прогнал на арену…

Средь пышного пира он вдруг расхохотался; консулы, лежавшие рядом, льстиво стали спрашивать, чему он смеется, и он ответил: «А тому, что стоит мне кивнуть, и вам обоим перережут глотки!»

Налогов Калигула ввёл множество, но никто в точности не знал, какие действуют, так что воцарился произвол. Когда же народ потребовал, он вывесил закон, но написал его так мелко и разместил в таком месте, что его никто не мог списать…

Историки до сих пор спорят о смысле опричнины Ивана Грозного – подозревают его в безумии. Но он совершил великий переворот – подданные в России стали рабами. Усиление крепостничества сопровождалось расширением территорий государства. Тысячи бунтарей бежали от помещичьего гнёта и чиновничьего произвола на окраины, покоряя окрестные народы. А внутри государства разливалась безнадёжная покорность, нашедшая отражение в пословицах: «Куда ни кинь – всюду клин», «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», «Что ни шей, всё равно суму получишь», «Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло»…

Не всегда правление было жестоким. Были просвещённые монархи, заботливые помещики. Не менялась только система воспитания выученной безпомощности. А к чему приводит такая забота, наглядно показал эксперимент в американском доме престарелых. На втором этаже пациентам вручили по цветку и сказали, что администрация хочет, чтобы комната выглядела уютно. Теперь у каждого будет цветок, но делать ничего не нужно, за растением будет ухаживать персонал. На четвёртом этаже было почти то же самое, только старикам предложили подумать над улучшением обстановки в комнате. Для этого они могли выбрать себе понравившееся растение из ящика…

Разница, кажется, небольшая – в первом случае пациентов просто лишили возможности выбора. Но реакция была колоссальной: средний уровень счастья у жителей второго этажа стал отрицательным, ухудшились показания здоровья, подопытные впали в апатию и даже проявили суицидальные наклонности – они отказывались от прописанных им лекарств. Такой была их реакция на отсутствие возможности влиять на свою жизнь…

Эксперимент продлился всего три недели, а что происходит с людьми за десятилетия жизни в состоянии выученной безпомощности? Воистину, свобода лучше несвободы. Мы платим за эту истину своим здоровьем, своими жизнями…

Никита Серебряный

Источник


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.