Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

05.02.2018 Знаки освоения пространства в эпоху мегалитов в современном мире

Мегалитическая цивилизация на первый взгляд оставила современникам только немых свидетелей эпохи – рукотворные каменные сооружения. В самом деле, спустя тысячелетия никаких материальных свидетельств этой эпохи, кроме изделий из камня, разумеется, главных, казалось бы, и не могло сохраниться. Однако, следы этой культуры весьма многообразны. Они повсеместны, являются неотъемлемой частью нашего менталитета. Многие тысячелетия, которые отделяют нас от активного этапа её развития, стёрли в народной памяти представления об авторах этих неосознанных реминисценций прошлого. Следует выделить несколько разных видов следов доисторической цивилизации помимо самих каменных памятников.

1. Отображение мегалитической культуры в преданиях, литературе и искусстве

Прежде всего, следы мегалитической культуры отчётливо просматриваются в преданиях разных народов. Давайте систематизируем тематику таких легенд в связке с мегалитами. Мегалиты всегда поражали людей своими большими, а иногда громадными размерами. Таковы пирамиды, подземные тоннели или огромные статуи-исполины и скульптуры различных животных. Поэтому издавна сложилось представление, что сами мегалиты были предназначены для великанов. Такое мнение подкреплялось и огромным весом каменных блоков, из которых построены многие сооружения (вспомним Баальбек в Ливане, пирамиды в Гизе, Стоунхендж в Англии). Эти каменные блоки всегда казались трудно подъёмными для обыкновенных людей, а некоторые из них – и для подъёмных устройств, используемых даже нашей цивилизации.

Сказанное позволяет понять, почему в преданиях разных народов говорится именно о великанах – создателях мегалитических сооружений. Так, согласно преданиям, именно великаны сооружали Стоунхендж, доставив огромные блоки из Африки в Ирландию, а оттуда – на территорию Англии. Племя гигантов (потомки «падших» ангелов) строило на территории Израиля примерно 5 тыс. л.н. "Гальгаль Рефаим" (колесо Великанов). Оно состоит из 3 каменных кругов, причём вес отдельных базальтовых блоков достигает 4 тонн.

Циклопы вместе с великанами-волотами, согласно греческим мифам, возвели мегалитические сооружения в Греции, в том числе сохранившиеся каменные стены из огромных блоков в Микенах. Впрочем, во многих случаях не обходилось и не без волшебной силы. Вспомним, что «руководил» великанами-строителями Стоунхенджа волшебник Мерлин. Об этом мы узнаём из широко известного цикла легенд о короле Артуре, в дальнейшей, в XV в., литературно обработанных английским писателем Томасом Мэлори, автором «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола».

О циклопах сохранялись устойчивые предания и в Древнем Риме. Их использовали в своём творчестве писатели. Среди них – Овидий (43 г. до н.э. – 18 г. н. э.), автор эпической поэмы «Метаморфозы». Одним из его героев был одноглазый гигант Полифем, безответно влюблённый в нимфу Галатею (рис. 1). Он, олицетворяющий у писателя разрушительную стихию природы, резко изменился под влиянием любви, но был отвергнут Галатеей и превращён ей в реку.

Рисунок 1. Циклоп Полифем, влюблённый в нимфу, бросает скалу в соперника. Гравюра итал. худ. Антонио Темпеста. Амстердам, 1606

Иногда мегалитические сооружения возникали даже вследствие волшебства, исходящего свыше. Так якобы возникли столбы-истуканы на плато Мань Пупу Нер в республике Коми. Согласно легенде народа манси (или вогулов), это окаменевшие настоящие великаны из народа самоедов (соседей вогулов – ненцев, селькупов и др.), которые хотели погубить народ манси. Но увидев священную гору Ялпингнер, были превращены (Духом-хранителем горы) в истуканы.

Во многих местах планеты наблюдается хаотичный разброс мегалитических блоков. В частности на многих Чертовых местах в Центральной России, на побережье высокогорного озера Титикака в Боливии на окраине древнего города Тиауанако – в Пума-Пунку. Разброс блоков труднообъясним с позиции естественных природных процессов. При этом вспоминаются легенды Древней Греции о битве титанов и богов, древнеиндийские предания о битвах злых демонов (асуров) и богов, легенды узбеков о битве великанов. Во время таких битв использовалось оружие чудовищной силы. Согласно последним прямо говорится, что вследствие этой битвы на землю упали небеса. Они разрушили горы и так образовались необычные антропо- и зооморфные изваяния на Зеравшанском хребте на плато Шайтан-Жига.

В эпоху мегалитической цивилизации наряду с великанами обитали и карлики. Более того в некоторых районах планеты именно они, обладающие волшебными знаниями, возводили мегалитические сооружения, в том числе, согласно легендам, в Полинезии, в Скандинавии и на Кавказе. Так в преданиях кавказских горцев адыгов некогда в горах Кавказа жили и великаны, и карлики. Причём карлики (испуны) заставили великанов строить дольмены. Сейчас они называются домами карликов [14].

Однако следы мегалитической цивилизации сохранились не только в преданиях, но стали неотъемлемой частью художественной литературы. При этом у одних писателей в рассказах или романах упоминаются непосредственно мегалиты, у других их необыкновенные авторы – великаны. Мегалиты, как элемент ландшафта, вошли в ткань произведений, в частности американского писателя Натаниэля Готорна (1804-1864 г.) в новеллу «Большое каменное изваяние», чешского автора Алоиса Ирасека (1851-1930 гг.), французского писателя Ги де Мопассана (1850-1893 гг.).

Для творчества Ирасека и Мопассана сказанное особенно не случайно. Ведь земля Чехии и Франции особенно изобилует мегалитическими памятниками. Во Франции мегалиты, в том числе антропо зооморфные изваяния, повсеместны в Бретани, где часто бывал писатель и где происходит действие ряда его новелл. Так в рассказе «В Бретани» мы видим многочисленные «менгиры и дольмены, все те «странные камни, которые, - как пишет Мопассан, - были некогда почти что богами».

О великанах говорится в поэме Одиссей древнегреческого поэта Гомера (VIII в. до н.э.). Великан-циклоп пытался потопить корабль странников. Оказавшись на острове, Одиссей с сотоварищами попал в плен к циклопу, от которого им с помощью хитрости удалось сбежать.

Представления о прошлом человечества, великанах и карликах стали неотъемлемой частью многих литературных произведений спустя столетия и даже тысячелетия. Правда, они считаются современными людьми, конечно, сказочными. Вспомним французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле (14941553 гг.), автора великого сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В этой книге, сатире на современное ему общество, главные герои – великаны. Напомню, что Рабле, несомненно, был знаком с распространёнными (до сих пор) преданиями о великанах, строителях огромных мегалитических сооружений, широко встречающихся на территории Франции. Известно, что Ф. Рабле упоминал о покорении в 1492 г. по велению короля Франции горы Эгюй в Предальпах, которая представляет собой гигантское мегалитическое природно-рукотворное изваяние сфинкса (едва ли не самое большое на планете).

К теме о великанах и лилипутах обращался и великий англо-ирландский писатель и философ Джонатан Свифт (1667-1745 гг.), в том числе в сатирическом романе «Путешествия Гулливера» (рис. 2).

Замечу, что романы Свифта хорошо известны во всём мире и входят в золотой фонд художественной литературы. Со школьных лет они хорошо известны жителям и в нашей стране. Впрочем, представления о мире великанов отразились и в отечественной художественной литературе. Вспомним также нашего национального поэта А.С. Пушкина (1799-1837 гг.) и его поэму «Руслан и Людмила». «Одним из действующих лиц» в поэме была говорящая голова великана. Разумеется, художественное воплощение образов великанов и у Свифта, и у Пушкина основывалось на преданиях о них.

Рисунок 2. Слева Гулливер в стране великанов. Справа Гулливер в стране лилипутов. Илл. худ. Жана Гранвилля к роману Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»

А.С. Пушкин потому и стал национальным поэтом, поскольку в своём творчестве он впитал глубинную суть менталитета руского народа. Как справедливо отмечает И.С. Глазунов, патриот России, великий художник, автор книги «Россия распятая», няня поэта Арина Родионовна «сохранила и передала великому поэту всё богатство былинного эпоса и сказаний, уходящих корнями в седую арийскую древность славянства» [1, т. 1. кн. 2, с. 278].

Следует также назвать литературные произведения, в которых фигурируют лилипуты, вероятно спутники великанов мегалитической эпохи. Вспомним сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена (1805-1875 гг.), автора всемирно известных сказок и в том числе «Дюймовочки». Героиня последней – маленький человечек или эльф. В отечественной литературе писатель-сказочник П. Бажов (1879-1950 гг.) в своих сказах, действие которых происходит на Уральских горах, точнее, чаще в шахтах горнопроходцев, знакомит читателей с некоторыми реминисценциями об эпохе мегалитов. В них фигурируют и Великий полоз, и небольшие змеи («змеевки»), и обитательница-хозяйка подземелий Медной горы.

Разумеется, менталитет современного человека, воспоминания о далёком прошлом человечества – эпохи мегалитов сформировались также и под влиянием художников и скульпторов. Безответной любви безобразного циклопа Полифема к нимфе Галатее в XVI-XVII вв. посвятили свои полотна многие художники и среди них великий Никола Пуссен (1594-1665 гг.), написавший картину «Пейзаж с Полифемом». Романы Франсуа Рабле – «Гаргантюа» и «Пантагрюэль» были наилучшим образом оформлены французским художником Густавом Доре (1832-1883 гг.). Он также был иллюстратором величайшего эпического произведения Алигьери Данте «Ад» (рис.3). В этой книге упоминается существование на Земле великанов. Вспоминается его иллюстрация томящихся в Аду великанов.

Замечательным художником – рисовальщиком-иллюстратором был другой гражданин Франции – Жан Гранвиль (1803-1847 гг.). Именно его иллюстрации создают наиболее запоминаемые и удачные образы великанов и лилипутов, в страны которых попал герой сатирического романа Джонатана Свифта Гулливер (рис.2). Не менее выразительна и запоминаема иллюстрация уже упомянутой говорящей головы великана отечественного художника-графика И. Билибина (1876-1942 гг.) к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Рисунок 3. Слева томящиеся в аду великаны. Илл. худ. Г. Доре к произведению А. Данте «Ад». Справа Трилит, напоминающий Стоунхендж. Английский худ. Вильям Блейк. Илл. к его же поэме «Иерусалим»

Из европейских авторов, которые в своём творчестве отображали следы древней мегалитической культуры (рис. 3), непонятной, загадочной, был великий английский художник-философ и поэт Вильям Блейк (1757-1827 гг.). В поэме «Иерусалим», большой пророческой книге автора, иллюстрированной гравюрами, приведено изображение огромного мегалита – трилитона, явно напоминающего Стоунхендж. И в самом деле, художественный образ таинственного каменного сооружения был навеян В. Блейку, по-видимому, хорошо знакомому с реальным каменным памятником. О нём - Стоунхендже, не раз упоминается в поэме. В. Блейк, будучи философом, видел в каменном сооружении реминисценцию об эпохе единой древней религии человечества.

Из отечественных художников к мегалитическому прошлому человечества также обращался великий художник, философ и путешественник Н.К. Рерих (1874-1947 гг.) (рис. 4). В произведениях руского этапа своего творчества (до отъезда в Индию) он интуитивно обращался к изображению загадочных элементов природы Руского Севера и в целом Севера Европы. Среди них «Идолы», 1901 г. в кольце каменей, «Триумф викинга» с изображением курганов, окружённых валунами. Некоторые скалы им изображены с явно выраженными прямоугольными очертаниями – то ли природного (тектонического генезиса), то ли рукотворно обработанные (Эскиз. 1917-1918 гг.). Иногда такие глыбы на его картинах видятся как установленные («Камни и скалы. Ладога». 1918).

Художник, хорошо знакомый с историей северного края и бывший даже участником археологических раскопок, словно ощущал загадочное прошлое этой земли. На одном его полотне изображены легендарные подземные жители – гномы («Чудь подземная». 1929-1930). И этим его картины отличаются от произведений других замечательных руских художников, например, М. Нестерова, И. Глазунова. Впрочем, к более глубокому пониманию этого прошлого Н.К. Рерих пришёл уже, путешествуя по Тибету. Там он познакомился с древними эпосами индусов, в том числе устойчивым представлением в них о своей северной Родине. Там художник увидел и запечатлел типичные мегалитические сооружения и в том числе менгиры (рис. 4).

Рисунок 4. Слева Доринг. Тибетский менгир. 1928. Худ. Н.К. Рерих. Справа Атланты подпирают портик здания Нового Эрмитажа (по рисунку Гальбига, по модели скульптора А.И.Теребенева).

В произведениях скульптуры также отображены некоторые элементы мегалитической культуры. Во многих музеях мира хранятся скульптуры героев греческой и римской легенд, в том числе великанов Антея, Геркулеса. Так, в Эрмитаже в Петербурге можно видеть изваяние Геракла, римскую скульптуру II в н. э., выполненную по греческому образцу IV в. до н.э. Составной частью комплекса зданий Эрмитажа является здание Нового Эрмитажа. Его портик подпирают фигуры Атлантов (рис. 4).

Атланты являются своего рода одним из символов северной столицы. Они давно стали частью петербургского фольклора. Горожане и приезжие дабы исполнились желания приходят к атлантам Нового Эрмитажа, чтобы прикоснуться (в одиночестве) к большему пальцу любого из них. Особенно это стремятся сделать молодожёны. Создано даже музыкальное произведение – песня «Атланты», сочинённая в 1963 Г.А. Городницким. Некоторыми она считается неофициальным гимном Петербурга.

Несомненной реминисценцией о мегалитической культуре являются скульптурные изображения сфинкса. Напомню, что известны изваяния сфинксов явно «допотопного» времени. Значительно хуже сохранившиеся по сравнению с египетскими в Гизе (что зависит и от состава пород), мегалитические скульптурные изображения сфинксов зафиксированы в разных районах планеты (Пакистане, Франции, Румынии, Аргентине, в Приполярье в Большеземельской тундре…). Особенно много современных новоделов разного возраста, разумеется, в Египте. Вместе с тем сфинксы считаются одним из самых значимых символов Петербурга.

Оригинальные египетские сфинксы, вырубленные из сиенитовой скалы, привезены из Египта и установлены перед зданием Академии Художеств на набережной Невы. Им около 3500 тыс. л. Разумеется, к их воспроизведению стремились многие художники и среди них – замечательный график А. Остроумова-Лебедева. Кроме «оригинальных» сфинксов в Петербурге установлено ещё несколько современных изваяний фантастических и одновременно знаковых созданий.

Изображение сфинкса, олицетворения тайны и мудрости, в XVII-XVIII вв. широко распространилось во Франции и в целом в Европе. Скульптуры сфинкса устанавливались перед особняками. Его изображение как знаковое было использовано и масонами. И сейчас его можно видеть перед входом в собрания масонов США.

В заключение этого раздела приведу удивительные и убедительные данные, связанные с преданиями, которые свидетельствуют о непосредственной тесной родстве древних славян и ариев, мигрировавших из «общего дома» - территории Руской равнины в Индию. Примечательна трактовка древнеиндийских - древнеарийских ведических гимнов (подаренных в записи премьер-министром Индии Индирой Ганди И.С. Глазунову) отечественными филологами. Одни из специалистов посчитали их древнерускими былинами, прочитанными на неизвестном диалекте древнеславянского языка. Другие же признали в них религиозные песнопения старообрядцев Руского Севера [1, т . 2. кн. 1, с. 33].

2. Лингвогеографические и этнографические знаки мегалитической культуры

Автором было доказана ранее непосредственная связь топонимов с санскритскими формантами с мегалитическими сооружениями самых разных видов [2-7]. Она указывает, что авторы топонимов и создатели каменных памятников были одни и те же. Остановимся только на некоторых общеизвестных географических наименованиях. В названиях городов присутствует санскритская морфема инд (вода, река). С этим топонимом связано происхождение большой общности, которая в разных районах именовалась по-разному – синды, венеды, винды, венды. С ними коррелируют многие названия населённых пунктов (ойконимы) в том числе городов (астионимы) Европы.

Среди них Виндава (старое название) или Вентспилс – город порт на Балтийском море в Латвии. На латышском языке современное название звучит как. Ventspils, а на не немецком как Windau. Столица Австрии носит название Вена. Уже в нём угадываются его истоки, связанные с этнической общностью венды, венды. Кстати предшественник Вены назывался Виндобона (считать его кельтским названием в свете всего сказанного неуместно).

Один из самых известных из крупных городов Италии – Венеция (также именуется область и провинция). Некогда здесь была область Венетия, наименование которой в свою очередь связано с жителями этой территории – венетами. Впрочем, город получил своё название уже в новое время в VI в. н. э. В Великобритании известен небольшой город в графстве Беркшир – Виндзор, знаменитая резиденция английских королей. Виндзоры – правящая королевская английская династия. Среди топонимов такого же вида – г. Венден (Wendorum castrum) в Латвии, Венев – город в Тульской области в России, Венда-Нова (Venda Nova) – район в городской агломерации Большой Лиссабон в Португалии (урбаноним), Вендиш-Риц (нем. Wendisch Rietz) — коммуна в Германии в земле Бранденбург, Вендельштайн (нем. Wendelstein) — коммуна в Германии, в земле Бавария.

Разумеется, санскритская морфема инд сохранилась не только в ойконимах, недвусмысленно сразу же (своим написанием) напоминающих об исчезнувшем народе (венеды), но и во многих других топонимах. Например, Линдесберг – город (в Швеции (раньше Lindesås), Линда — село в городском округе город Бор Нижегородской области, Линдау – город в Баварии (Германия).

Приведённые примеры названий поселений и больших городов не удивительны. Ведь всюду на этих территориях обитали венеды (винды, венды, венеты). Так, на карте Птолемея на территории Франции (II в. н. э.) показан (среди прочих) народ венеты (veneti). Имя этого же народа можно увидеть на таких же древних картах северной Италии, Швейцарии и других районов Европы. В отличие от названий населённых пунктов имя народа в настоящее время не сохранилось, так как он «растворился» среди других жителей Европы (и от него, по всей видимости, произошли славяне и, возможно русы или росы).

Значительно больший интерес представляют топонимы с морфемой рос или рус. Согласно народному эпосу (Чешской Хронике Козьмы Пражского, нач. XII в.), Рус был родоначальником племени (народа) русы. В Библии вариантом этого имени (в переводах на греческий и славянский языки) его имя Рош, в Коране Асхабир – Рос (Ashabir-Ross). Однако, по мнению автора, своё имя русы (они же руские, росы) получили в доисторическое время. На санскрите rũc это свет или блеск, ruca – светлый, rũs – украшать, rucya - прекрасный, rus – гнев, ярость и, наконец, rohita – рыжий. Именно таким цветом (светлым, русым, золотисто-русым и потому рыжеватым) всегда отличались славяне и руские (в своей основной массе) от своих соседей. А также красотой.

Следует также заметить, что в Европе в отделённые времена существовал ряд племён, причём эти этнонимы содержали морфему рус. Среди них – херуски, этруски. Этруски, которые сыграли существенную роль в становлении Древнего Рима, появились на территории северной Италии в 1 тысячелетии до новой эры. Приведём примеры топонимов с формантом рус: пос. Рус-Ведбю в Дании, коммуна Русси (на местном диалекте Ròss, Рос) в Сев. Италии, местечко Русне (Русна) в Литве, г. Руст в Австрии, коммуна Рускова в Румынии, г. Рустави в Грузии, рабочий пос. Рустак в Афганистане, г. Руссе в Болгарии, г. Руселара в Бельгии, — историческая провинция в южной Франции Roussillon) — коммуна в департаменте Воклюз во Франции, г. Старая Русса в России.

Подобные топонимы распространены по всей Европе, причём как в северной, так и в южной её части и частично зафиксированы в Азии. При этом здесь приведены преимущественно топонимы, которые начинаются с морфемы рус. Существует также множество топонимов с морфемой рус в середине слова, а также с морфемой рос, причём не только названия поселений, городов и провинций, но также рек и гор. Приведём только один пример – гора Эльбрус на Кавказе. Следует также заметить, что среди топонимов наименования провинций, поселений, городов, рек, гор и даже перевалов.

Мегалитическая цивилизация оставила современному человеку некоторые знаки, которые вошли в достаточно широкий обиход. Среди них, несомненно, знак свастики – крест с концами в виде крючьев. Этот знак известен ещё из санскрита и переводится на руский язык буквально как благоденствие, пожелание удачи. Считается, что он появился в конце палеолита. Этот знак является символом Солнца и света, а также движения и в целом жизни и благополучия. Примером свастики мегалитической эпохи может служить этот знак, выложенный курганами в Тургайском прогибе в Казахстане [13], вдоль древнего пути миграции создателей мегалитической культуры – индов (синдов), отмеченный соответствующими топонимами [3]. Не менее выразителен этот же знак, зафиксированный в виде вырубки на скале в Парке каменных изваяний на р. Вуокса на Карельском перешейке.

В современном мире свастика имеет широкое распространение, прежде всего в странах с буддийской религией, в особенности в Индии. Вместе с тем в разных странах мира знак свастики встречается в орнаменте мечетей, и даже православных церквей. В России свастика известна под древним названием ярга [11]. Она распространена с незапамятных времен и в настоящее время, в частности, представлена на одежде, вышивках жителей Северной и Центральной России, хранящейся в запасниках музеев [12]. В первые годы Советской власти свастика была широко распространена, в том числе на денежных купюрах. Этот знак в 30-е годы XX в. стал одним из символов фашизма. Поэтому в Европе он стал объектом крайней неприязни (в СССР в годы Великой отечественной войны сотрудники спецслужб НКВД уничтожали всю утварь и одежду с этим знаком, найденную даже в глухих деревнях у крестьян). Впрочем, и сейчас это древний знак Солнца, Коловорота (коло – Солнце) иногда можно видеть на одежде, утвари руских крестьян, как в Северной, так и в Центральной России. Так, например, он был зафиксирован участниками нашей экспедиции на заброшенном доме на одном из полуостровов на севере Онежского озера в республике Карелия (рис. 5).

Рисунок 5. Знак ярги (Солнца, Коловорота) на фасаде современного дома на побережье Онежского озера. Карелия. Россия. Снимок Ал.А. Григорьева. 2009 г.

Разумеется, в Европе и в том числе СССР, знак Солнца по понятным причинам был распространён гораздо шире. Но и сейчас знак Солнца можно встретить в современной России не только в домах руских крестьян (правда, не часто), в запасниках музеев, иногда на стенах храмов, но также и в Бурятии. В Финляндии свастика изображена на президентском штандарте. В несколько модифицированной форме она присутствует на гербе государства Мэн. Специальный (треугольно-лучевой) вид свастики – Трискелион является также символом Сицилии (Италия). В Канаде существует небольшой город, называемый Свастики. В США знак свастики присущ скаутскому молодёжному движению – значок с нею вручается каждому, кто сделал добро организации.

Знак Солнца (по-руски ярги или той же свастики) на Руси и позднее, уже в России, украшал одежду крестьян, изображался на скатертях, полотенцах (рис.6). Его до сих пор можно увидеть в некоторых домах сельских жителей Центральной и Северной России. Основательные исследования (в виде диссертации, защищённой в Российском Педагогическом университете им. А.И. Герцена, и монографии) в области использования знака ярги рускими крестьянами можно найти в работах П.И. Кутенкова [11; 12].

Рисунок 6. Скатерть. Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской области. X1X в. Собрание В.В. Копыткова (подлинник красный)

Один из древнейших и распространённых знаков – это спираль с весьма многоаспектным значением. Главные среди них – циклы в природе (в том числе Солнца и Луны), жизненные циклы, рождение и смерть, жизнь и смерть. Знак инь и янь, разновидность двойной спирали, символизирует равновесие противоположностей. Изображения спиралей обнаружены в палеолите. Они встречаются и на мегалитах разных районов планеты. В том числе на стенах гипогея – подземного мегалитического храма на о. Мальта, на стенах мегалитического сооружения Ньюгрейндж в Ирландии, каменной гробницы, скрытой в холме-кургане. Знак лабиринта изображён, в частности, на одной из каменных глыб при входе в холм-курган.

В современной культуре спираль распространена не менее широко, чем знак Солнца. Изображение спирали можно видеть в качестве элемента орнаментов на самых разнообразных предметах быта, прежде всего одежды, тканях. Он встречается в произведениях архитектуры и весьма широко - в рекламе.

Знак, «родственный» спирали – лабиринт, то есть спираль, разорванная на части, в которой можно запутаться. Возраст изображений знака лабиринта весьма древний. Так на стене усыпальницы на о. Сардиния он был создан около IV тыс. л.н. и, возможно, ещё раньше. На древнеегипетских печатях (из Мемфиса) знак лабиринта датируется III тыс. до н.э. Этот знак зафиксирован и «в связке» с мегалитами. Так террасы, окаймляющие Гластонбери Тор (Англия), выполнены в виде лабиринта (с семью спиральными витками). Тор сооружён IV-II тыс. л. до н.э. Наконец, в основном на Севере Европы распространены каменные лабиринты. Время создания мегалита Ньюгрейндж, на каменных блоках которого зафиксированы разные знаки и в том числе лабиринта, свыше 5 тыс. л. Возраст самых древних из них – около 5 (по данным А.А. Куратова) и даже 6.5 тыс. л. (по данным А.Н. Параниной).

Знак спирали считается отражением цикличности процессов, происходящих на Земле, а также «вечное» возрождение. Согласно концепции А.Н. Параниной, его модификация - лабиринт представляет собой измерительный комплекс и использовался как компас, часы и календарь. Эти временные характеристики измерялись в результате наблюдения за Солнцем по тени от гномона, который располагался в центре лабиринта [15]. Впрочем, большинство специалистов, крайне далёких от Природы как первопричины многих действий, поступков древнего человека, придерживается (якобы лабиринты создавались для погребений, сакральных или мистических действий).

В заключение этого раздела отмечу удивительные (на первый взгляд, но вполне закономерные по существу) элементы сходства в изображении знаков свастики, спиралей, крестов, рисунках орнамента на посуде, одежде, утвари, деталях архитектуры славян и ариев Индостана и Ирана (рис.7). Они были подмечены разными специалистами – Б.А. Рыбаковым, Н.А Гусевой, С.В.Жарниковой и, наконец, А.В. Рачинским и А.Е. Федоровым [16,17].

Особенно поразительно и показательно подобие церковной архитектуры. Только в Индии и в России можно, например, увидеть 22-купольные (луковичные) храмы (рис.7). Это сходство объяснимо, поскольку оно связано с некогда существовавшим единством славян и ариев, которое наблюдалось свыше 3500 л.н. Именно в этот период единая славяно-арийская общность, которая длительное время до этого обитала на всей Руской равнине, разделилась. Арии ушли на юг, прежде всего, на территорию современных государств Индии и Ирана. Сказанное подтверждается археологическими изысканиями [8, 10] и существованием на Руской равнине 3500 л.н. и ранее единой славяно-арийской галогруппы [9]. – В заключительную часть эпохи мегалитов.

Рисунок 7. Сходство славянских и арийских элементов орнамента: В-пояс городков на главе Дмитриевского собора во Владимире (1191 г.), Е – пояс с городками на храме Гуноботи (штат Трипура, Индия), К – громовой знак на фронтоне Дворцовой палаты в Угличе (ок.1492 г.), Л – чакра на храме Солнца в Конараке, Индия (X111 в.). [17]

3. Знаки мегалитической культуры в архитектурных сооружениях и государственной символике

Мегалитическая культура глубоко проникла в современную культуру и в частности в архитектуру. Разумеется, это произошло постепенно, в течение многих тысячелетий и поэтому для «глаза» современного непросвещённого и даже знакомого с этой цивилизацией не заметно. Ниже попытаемся ответить на этот вопрос, конечно с позиции географа-геоэколога, рассматривая любые строения как элемент освоения географического пространства. Эта задача облегчается тем обстоятельством, что любой инженер-строитель и архитектор строили, вписывая сооружения в окружающий ландшафт, с учётом его некоторых особенностей и в том числе обязательно – пространственной (по странам света), а в ряде случаев и временной (с учётом положения Солнца в значимые для отсчёта времени даты) ориентировки.

Как правило, строения последующих за мегалитической эпохой этапов развития цивилизации сооружались в тех же местах, где располагались мегалиты, иногда буквально на их фундаментах. Это можно видеть у многих сооружений инков на территории Боливии и Перу, что было подмечено некоторыми специалистами, обычно не археологами, и в том числе отечественной группой исследователей А. Склярова [18]. Например, церковь Сан-Доминго в Куско (Перу) на фундаменте храма инков покоится на кладке из мегалитических блоков.

Археологи стараются не замечать эти фундаменты, во всяком случае, приписывать их к деятельности хорошо известным им инков. В противном случае им придётся признать деятельность доисторической цивилизации, строители которой использовали иные, более совершенные и неизвестные современной науке способы обработки каменного материала, его переноса с места на место и, наконец, возведения самого сооружения.

Под некоторыми современными городами зафиксированы древние доисторические мегалитические сооружения в виде тоннелей. Так древние подземные сооружения из блоков весом до 600 тонн обнаружены под Западной Стеной некогда стоявшего там храма Ирода на Храмовой горе в Иерусалиме. Преемственность сооружений разных эпох, в том числе мегалитической, хорошо выявляется в том же Мурманске. На одной из возвышенностей в городе воздвигнут гигантский, высотой 35 м, современный мегалит – памятник защитникам Заполярья «Алёша». В его окружении можно видеть, на первый взгляд, типичные для местности валуны. Однако, они, лежащие на двух-трёх камнях, оказываются явно установленными и представляют собой сейды.

Особенно характерна преемственность местоположения сакральных сооружений. В этом случае сказывается особая роль самой земли, на которой построено святилище или храм. Ведь они неотрывны друг от друга и земля обладает той же самой невидимой и малоизученной аурой, которая свойственна любому сакральному сооружению. Вот почему деревянные церквушки, перенесенные (дабы их сохранить) с их родного святого места в Музеи деревянного зодчества, практикуемые в России, оторванные от родного места, становятся просто экспонатами с номером таким-то. Земля же, на которой они некогда были воздвигнуты (на берегу ли реки, или озера, где-либо вдали от поселений), всё равно в памяти людей остаётся надолго священной и почитаемой.

В связи со сказанным выше вспомним о местоположениях комплексов монастырей и других христианских сооружений на о. Валаам в Ладожском озере и на Соловецких островах в Белом море. Исследования разных специалистов показывают, что те и другие построены на месте крупных мегалитических центров. От них сохранились лишь немногочисленные мегалиты. В частности, на Валааме – каменные антропоморфные изваяния на скалах берегов.

Следует отметить, что мегалитические центры, в которых осуществлялось определение времени по Солнцу, много лет позднее, после исчезновения мегалитической культуры наследовались другими сооружениями, древними храмами. В частности – христианскими, например, в Европе, буддийскими, в том числе в Индии. Причём эти храмы наследовали также и функцию определителя времени. В ряде стран они даже назывались храмами Солнца, в названии которых подчёркивается главная роль светила, используемого в храме (и самого храма, разумеется) в измерении времени. Вспомним существующий в настоящее время храм Солнца в Конараке в Индии.

Некоторые из мегалитических памятников изображаются на государственных бумагах и даже на гербах государств (рис. 8).

Рисунок 8. Изображение на денежной купюре Боливии «Ворот Солнца» среди развалин Тиуанако в Андах

Обычно эти памятники включены в Список ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия, хотя и не всегда. На боливийских денежных купюрах можно видеть изображения стел с барельефами и огромных голов – элементов древнего города Тиауанако, Ворота Солнца в этом же городе. На денежных купюрах и марках Мексики запечатлено изображение грандиозной пирамиды Солнца в Теотиуакане, древнем городе, развалины которого расположены недалеко от столицы страны. На государственных бумагах Великобритании зафиксирован величайший мегалитический памятник древности – кромлех Стоунхендж, представляющий астрономическую обсерваторию.

На государственных документах получили изображение также и некоторые другие реминисценции о мегалитической культуре. Среди них изображения мифической птицы Гаруды, сфинкса и дракона. Гаруда, согласно индийским легендам, некогда связывала далёкий Север, страну первоначальной родины ариев с южными странами, куда они мигрировали. Не удивительно почитание этого волшебного создания. Оно изображается на гербе Индонезии. Там же это название носит крупнейшая авиакомпания этой страны.

Разумеется, в Египте знаковым является сфинкс, изваяния которого, как древнейшие, так и новоделы распространены по всей территории страны. Закономерно, что его изображение можно видеть на государственных бумагах, в том числе денежных купюрах. Изображение дракона также присутствует на государственных документах. Его можно видеть на гербе Москвы, на котором с ним сражается и побеждает Георгий Победоносец. Возможно, как бы не выглядело это фантастическим, в период развития мегалитической цивилизации Змеи-драконы соседствовали «на равных» с нашими предками.

Ещё один знак - свастика, история которого уходит в далёкое мегалитическое прошлое, в настоящее время наиболее широко, причём повсеместно, распространён в Индии. Изображён он и на государственном гербе индийского штата Бихар (точнее, даже два знака). Замечу, сразу после революции этот знак использовался даже на государственных казначейских билетах нашего государства.

* * * * * *

Известны необъяснимо высокие знания и технически достижения ранних исторических государств, в частности Шумера. То же самое относится к высокому уровню искусства (скульптуры, живописи, рисунка) отдельных исторических государств, в том числе Древнего Египта, Хараппской цивилизации, Китая, не уступающего современному. Возраст некоторых их этих произведений составляет 3000 – 5000 лет. Необъясним всплеск расцвета искусства. Однако ярлык «необъяснимое» отпадает при признании существования доисторической цивилизации, погибшей, по-видимому, от катастрофы.

Подобных следов исторических государств на огромной территории России, прежде всего, Руской равнины и Западно-Сибирской низменности не сохранилось. Сказанное свидетельствует о возможном разрушительном воздействии на эти территории мощных природных процессов. – Гипотетически, скорее всего, трансгрессии вод Северного Ледовитого океана, вызванной цунами, спровоцированного падением крупного небесного тела. В то же время на этой территории великих Евроазиатских равнин сохранились следы древней, доисторической цивилизации эпохи мегалитов. Временной разрыв между мегалитической и исторической Руской цивилизацией (признанной историками «тысячелетней» Руси) оказался слишком большим. Ощутимого влияния первой из них на вторую не возникло из-за потери связи между временными событиями. Однако оно многоаспектно проявилось в сильно завуалированном виде.

В целом можно утверждать, что даже спустя многие тысячелетия в менталитете народов планеты, в современном геокультурном пространстве всё ещё сохранились знаки древнейшей мегалитической культуры. Речь идёт о знаниях в области искусства, астрономии, математики, техники, намного опередившим время и спустя много лет вновь достигнутых (да и то только частично) нашей цивилизацией.

 

Григорьев Алексей Алексеевич. Доктор географических наук, профессор. С.Петербургский государственный университет.

 

Литература

1. Глазунов И.С. Россия распятая. Т. 1. Кн. 2. М.: Голос-Пресс, 2007. – С. 432 и Т.2. Кн. 1. – М.: Голос-Пресс, 2008. – С. 576.

2. Григорьев Ал.А. Древнейшие (доисторические) водноволоковые пути Северной Евразии по данным топонимики \\ Вестник СПб ГУ. Сер. Геол. и география. Вып. 1. 2014. С. 98-110.

3. Григорьев Ал.А. Древнейшее освоение Северной Евразии. Географические аспекты. – СПб.: Астерион, 2014. – 284 с.

4. Григорьев Ал.А. Каменные изваяния. Индикаторы освоения планеты. – СПб.: Астерион, 2015. – 204 с.

5. Григорьев Ал.А. Каменные изваяния как индикаторы освоения геопростран-ства \\ Вестник СПб ГУ. Сер. Геол. и география. Вып 2. 2016. – С. 65-75.

6. Григорьев Ал.А. Доисторическая география. – СПб.: Каф. Страноведения и межд. Туризма СПбГУ, 2016. – 296 с.

7. Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Географические аспекты наследия древних каменных объектов на Северо-Западе Европейской России // Вестник С.- Петерб. ун-та. Сер. Геол. и География. N 2. 2012. – С. 50-64.

8. Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индославов. – М.: Вече, 2003. – 304 с.

9. Клесов А.А., Пензев К.А. Происхождение славян. Арийские народы на просторах Евразии. – М.: Книжный мир, 2015. – 238 с.

10. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. – М.-СПб: Летний Сад, 2008. – 558 с.

11. Кутенков П.И. Ярга-свастика – знак русской народной культуры. – СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 450 с.

12. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская ро-довая культура. Середина 19-го – 20-й вв. – СПб. 2011. – 288 с.

13. Логвин А.В., Шевнина И.В., Дей Д.Б. Геоглифы Торгая. Геоглифы Торгая • Археологические исследования. Артефакты древности. // История Казахстана (Межд. научно-популярный журнал) ehistory.kz›ru/contents/view/1562

14. Марковин В. И. Испун — дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. – Краснодар: Кн. изд.-во, 1985. – 112 с.

15. Паранина Г.Н. Свет в лабиринте. – СПб.: Астерион, 2010. – 125 с.

16. Рачинский А.В., Федоров А.Е. Русская церковь – хранительница народной дохристианской культуры. – М. 2016. – 104 с.

17. Рачинский А.В., Федоров А.Е. Росы / Русы живут на Русской равнине более 4000 лет // Система планеты Земля: 2000 лет Священного союза (1815-2015). – М.: Ленанд, 2015. – С.78-85.

18. Скляров А.Ю. Перу и Боливия задолго до инков. – М.: Вече, 2011. – 384 с. 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.