Хоровод – это не просто незамысловатая забава, это – Танец Жизни, состоящий из символов вселенского лада. Каждый его участник, способен как познать принципы мироздания, так и распутать спутанные петли своей жизни. Таким образом – Хоровод является мощной и вместе с тем уникальной психотехникой, бережно передаваемой из глубины веков.
Наши Предки хороводили в лугах и полях, на берегу рек и озёр; участники, взявшись за руки, плавно, в медленном темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.) иногда выстраивались в линии друг против друга, иногда темп движения убыстряли...
Хоровод — основной элемент многих славянских праздников. Хороводы водились для гармонизации человеческих энергий, чтобы не терять ощущения целостности со своими сородичами и единения с природой. Хоровод распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с Хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.
Все Хороводы привязаны к временам года, каждый сезон встречает свой Хоровод. Есть летние купальские, есть пробуждающая землю «Веснянка» — эти Хороводы нельзя водить зимой: природа может отреагировать, и снег растает. Существуют игровые Хороводы для парней и девушек, чтобы они почувствовали друг друга, влюбились. А есть — только для девушек. Одни из самых сложных — Хороводы объединения родов на венчании. Тут главное, какой бы быстрый ритм ни задавался, не разорвать рук. Это важно, чтобы почувствовать единство родов. Такие мероприятия гармонизируют отношения между новыми родственниками, позволяют наладить контакт.
Хороводами передавали родовую мудрость.
Хороводами целили больных. Танцоры кружились вокруг больного, создавая вокруг него огромный по силе энергетический вихрь и передавали ему необходимую для выздоровления энергию. Терапевтический эффект Хороводов сложно переоценить, скорее можно недооценить.
Происхождение названия
Искусствоведы, лингвисты, изучающие руские танцы, названия этих танцев, раньше считали, что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo. Это слово означало «ступаю в хоре». Но потом эта версия была признана несостоятельной. Ещё один вариант происхождения данного слова заключался в двух исходных словах. Это слово choros, означающее «лик поющих, пляшущих», а также слово ago, которое переводится как «веду». Эта версия также была полностью раскритикована.
Ещё одна версия говорит о том, что слово «Хоровод» следует писать через буквы «А», получаем «Харавод», где Ха - положительная энергия, Ра - изначальный свет, Вод - водить.
Что такое Хоровод и в чём его сакральный смысл?
Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий, связанных с культом Солнца.
В жизнь людей Хороводы пришли из глубины веков. По мнению археологов, они известны людям уже с эпохи палеолита. Хороводы отражают стремление людей к созданию единого гармоничного узора жизни, неразрывную связь поколений, взаимодействие с пространством и движущихся внутри него потоков Жизни.
Большое символическое значение имеет форма круга, она воплощает в себе временной цикл, божественное начало и вечный круговорот всего сущего: Хоровод планет вокруг Солнца, который в свою очередь, находит отражение в кругоподобных планах храмов. Круг у многих народов считался универсальным символом непрекращающегося бытия и вечности.
Хоровод планет Солнечной системы располагается вблизи плоскости, проходящей через солнечный экватор, и кружит вокруг Солнца в одном и том же направлении. Горит солнечный костёр, а вокруг него Хоровод планет.
Иногда планеты выстраиваются в ряд.
Традиционный Хоровод состоит из шести фигур, в строгой последовательности переходящих одна в другую, причём каждая из них выполняется под определённую песню, имеет своё имя и выполняется в определенном ритме.
Начавшись неторопливо, от фигуры к фигуре, от действия к действию, темп Хоровода постепенно наращивается, убыстряется ритм. Этот обряд образно отображает древнейшие, восходящие к первичной арийской мифологии, представления славян о рождении Вселенной и Сотворении Мира.
Этот изначальный, объединяющий, сакральный обряд, лежащий в основе всех древних мистерий, пробуждает подсознание участвующих, вызывая тем самым глубинное переживание единства космоса и всех его частей, находящихся в полной гармонии и взаимосвязи.
Все участвующие в Хороводе, выходят духовно окрепшими и просветленными, с чувством осознания того, что не передать никакими словами или их письменным выражением.
Хоровод – сакральное священное действие, пожалуй, самое древнее на земле. Это вид народного творчества, значит, создавались Хороводы коллективно. Именно поэтому они несут в себе глубины коллективного безсознательного, являются выражением подсознательного каждого человека, складываясь в общую картину мироустройства, здоровых гармоничных матриц взаимодействия, общих для всех людей, всех народов, во все времена.
Хороводы архаичны сами по себе, содержат глубокие смыслы и мудрость не одного поколения, поэтому и сохранились они по сей день в своей первозданной чистоте.
В Хороводах гармонично сочетаются: музыка, песня, танец, слова, ритм, темп.
Поэтому «водя круги» внутренний космос каждого человека приходит до ладу, всё вокруг умиротворяется, гармонизируется, во внутреннем мире человека подсознательно выстраивается модель гармоничного, творческого, приносящего щедрые плоды взаимодействия в социуме и в парных мужско-женских отношениях.
Хороводы невозможно водить одному или «самому по себе», поэтому личность каждого научается самобытно проявляться, не нарушая границы других людей, не вразрез с природным жизненным укладом, с почтением и уважением к миру каждого человека, совместно водящего Хороводы.
Во время вождения Хороводов люди научаются слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено, ценить отличия функций мужчины и женщины.
В Хороводах юноши и девушки всегда выполняли разные функции, при нарушении которых Хоровод просто не мог состояться, разваливался.
Юноши – задавали ритм и темп Хоровода, выстраивали его структуру. Важно было делать это так, чтобы девушке легко было следовать за этой структурой, легко петь и песня не прерывалась, лилась как реченька.
В Хороводах всегда был смотрящий – обычно старейшина, уважаемый мужчина в почтенном возрасте, который следил за тем, чтобы юноши не сбивали ритм и темп Хоровода.
Так юноши, шутя и играючи, научались заботливо и бережно относиться к девушкам, вести за собой так, чтобы «хотелось следовать за ними», приобретали подсознательное знание о том, что счастье девушек зависит от них, от их действий, осваивали свою главенствующую роль в отношениях.
У девушек была другая функция в Хороводах. Они должны были следовать за юношей, плавно, непрерывно, красиво петь песню и двигаться. Так они научались умиротворять, приводить до ладу всё вокруг, наполнять пространство любовью, красотой, нежностью. Так девушки подсознательно научались создавать пространство, в котором хочется быть, в котором наполняешься энергией, отдыхаешь душой и телом.
Водя такие Хороводы, юноши и девушки программировали свою жизнь быть такой же плавной, спокойной, текучей, умиротворённой, стабильной, лёгкой, весёлой и красивой, как сам Хоровод.
У Хоровода всегда были водящие. Это обычно самые активные юноши и девушки. Простой Хоровод могла вести и одна девушка, а вот сложные, парные Хороводы с мужской и женской отдельной линией обязательно водили два водящих – юноша и девушка. Вести Хоровод – это большая ответственность, ведь водящий задаёт тон, темп и стиль Хороводу. Он всё время должен думать о том, чтобы в этом Хороводе никто не устал, чтобы всем было легко и приятно, чтобы Хоровод складывался в гармоничную структуру и был безпрерывным. И при этом ещё чтобы и сам водящий получал удовольствие от вождения. Если Хоровод ведётся правильно, то у всех участников выравнивается сердцебиение и дыхание. И тогда можно водиться до самого утра без усталости и переутомлений.
Хороводы невозможно водить не со-настроившись друг с другом, не научившись понимать ход мысли друг друга, не чувствуя друг друга и не умея мгновенно реагировать на изменения ситуации и настроений.
Все водящие Хоровод становятся единым целым, сохраняя свою уникальность, которая влияет на ход Хоровода, совместно с другими уникальностями создаёт единый целостный гармоничный мир Хороводов.
Не удивительно, что научившись водить Хороводы, юноши и девушки быстро создавали пары и быстро женились. Гармоничная структура взаимодействия настолько пропитывала каждую клетку водящего Хоровод, так гармонично складывалась в структуру личности человека, что после свадьбы потребность водить Хоровод обычно отпадала. В Хороводах оставались только свободные юноши и девушки, а замужние и женатые лишь изредка, ради удовольствия и развлечения, обычно только на праздники приходили похороводиться.
В старину говорили – пошли круги водить.
Людям, водящим Хоровод, становится легче принять цикличность жизни, вечность происходящего, несмотря на «смену формы», появляется более масштабный взгляд на жизнь: всё проходит и возвращается, всё было, есть и будет, даже Я.
Конечно же, с такой позиции намного проще смотреть на жизнь, намного легче решать актуальные жизненные задачи, чаще принимать мудрые и взвешенные решения, видеть и понимать истинные причинно-следственные связи событий.
При составлении статьи использованы материалы сайтов:
http://www.liveinternet.ru/users/dara3/post226032602/
http://festivalirusi.ru/xorovod-vodit-zdorovym-byt/
http://drevo-jizni-ru.livejournal.com/2152.html
Более подробно и глубоко о Хороводах, их сакральном смысле и практическом применении для изменения и гармонизации жизни смотрите в этих видео:
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями