Вы когда-нибудь задумывались, почему и зачем поют птицы? Отчего они тратят такое огромное количество энергии на, казалось бы, совершенно безполезное дело. Ведь оно не добавляет им ни корма, ни безопасности. Иная птичка поет целый день, не умолкая. Что заставляет её петь?
Послушав такого лесного певца в течение достаточно долгого времени, начинаешь понимать: птицы поют от счастья! Они поют от полноты жизни, захлёстывающей их существо. И даже просто наблюдая и слушая их, мы также подключаемся к этому торжеству Природы и наполняемся здоровьем, радостью, счастьем.
Звонница счастья
Приходилось ли Вам бывать в парке-музее Коломенское в Москве? Там возле Храма Вознесения по субботам и воскресеньям, и летом, и зимой, несколько звонарей-самоучек сплетают величественные и грандиозные гирлянды звуков, используя совершенно оригинальную, уникальную звонницу из пластинчатых бронзовых колоколов, называемых билами.
Эти звуки помогают поверить в реальность возрождения России, более того, почувствовать, что возрождение – уже началось, вот оно!
Оказавшись в поле звучания такого била, в особенности большого, низкочастотного, всем телом чувствуешь, как тебя обволакивает и пропитывает звук. Поскольку этот звук высоко консонантный, гармоничный, то телесное ощущение – очень приятное, почти блаженное. Вся грязь, напряжение, стресс внутри растворяются и вымываются. Многие слушатели говорят о заметном улучшении самочувствия, даже об исцелении от тяжёлых болезней. И практически все отмечают, что происходит заметное повышение жизненного тонуса, возникает желание и способность справляться с трудностями и проблемами.
Било
Cлова с корнем “бить” в языке нашем трудно пересчитать. Битва, бойня, отбой, прибой, забой, боец, боеголовка… Били когда-то челом, били баклуши, били монету, делали сбитень. Корень “бил” особенно обнаженно звучит в предмете, называемом просто и кратко – било. Его назначение - гулким тревожным звуком быстро созвать людей. Даже в советское время било непременно находился в любой деревне. С помощью него и по сей день собирают людей на пожар или по иному срочному делу.
Первое упоминание о билах
Било существовало когда-то не только в Древней Руси: в средние века его можно было встретить во всех православных странах, в Грузии, Армении, Эфиопии, оно было известно коптам, персам, арабам, использовалось в обрядовой практике буддизма ваджраяны, хотя и назвалось в каждой стране по-своему. Столь широкое распространение бил объясняется тем, что в их основе лежал простейший способ извлечения звука – удар одним предметом по другому.
Била имели самую разную форму (коромысло, трапеция, овал, ангельские крылья) и изготавливались из самых разных материалов (дерево, камень, чугун, медь).
На Русь било пришло в Х веке из Византии вместе с христианством и всем строем богослужения. Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала, чем деревянные била.
Била Александра Жихарева
Мастер и звонарь Александр Иванович Жихарев придал понятию било совершенно новый смысл и открыл всем нам новый удивительный мир звука. Он посвятил долгие годы поиску уникального баланса между формой бил и материала, из которого они сделаны. Используя специальный сплав, мастер добился уникальной продолжительности звучания била. А объединив била разного тона в звонницу одной тональности, создал не имеющий аналогов музыкальный ударный инструмент с потрясающе благозвучным и мощным звучанием.
Уникальность и сила звука возникают благодаря тому, что в звучании металлической пластины заложены законы природной гармонии. Каждая пластина, являясь отдельным музыкальным инструментом, в то же время идеально сонастроена со всеми остальными пластинами, что предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для интуитивной игры, как одного человека, так и группы людей. Достаточно только молча внимать звуку, и открываются двери в мир внутренней гармонии. И тогда сама собой рождается музыка – не сочиненная и отрепетированная заранее, но живая, свободно раскрывающаяся, направляемая лишь внутренним дирижером.
Конструктивно звонница представляет собой большую деревянную раму, на которой развешаны плоские бронзовые пластины прямоугольной формы. Эти пластины имеют размеры от нескольких сантиметров до метра и висят на мягких верёвочных подвесах, и иногда сильные порывы ветра заставляют их соударяться и играть удивительную музыку. Обычно используются одновременно три-четыре звонницы с билами разного калибра, на которых могут играть несколько звонарей, создавая удивительное и грандиозное произведение.
Била можно изготавливать из бронзы, но можно делать их из камня и даже из дерева! Все они имеют свое собственное, неповторимое звучание, удивительно красивое и величественное.
Бронза хороша для улицы, а дерево для дома.
Вибрация жизни
Человек, собственно говоря, начинается с нервной системы. Ведь наше тело – косно и инертно, и его следовало бы называть растением. Если бы наша центральная нервная система при посредстве периферических нервных окончаний постоянно не будила наше тело и не заставляла его шевелиться, оно бы спало беспробудным сном и вело исключительно вегетативный образ жизни.
Однако по нервам постоянно струятся волны электрических импульсов, способные квалифицированно воздействовать на телесные структуры и приводить их в движение, координировать и направлять. Наши нервная и гормональная системы взаимосвязаны, однако для человеческого организма первая из них является ведущей, а вторая – ведомой. У животных - всё наоборот. То есть у человека устремление руководит чувством, в отличие от животных. Скептики в этом месте криво улыбнутся и скажут, что это также имеет место и для большинства людей.
Наша нервная система, однако, при всей активности, время от времени испытывает спады и падения. Например, вследствие разного рода стрессов и перенапряжений. И это очень опасные моменты – если наше тело остаётся без присмотра, оно немедленно начинает деградировать и распадаться, в нём поселяются многочисленные нахлебники и паразиты.
Поэтому время от времени нашу центральную нервную систему надо пробуждать и поддерживать. Очень полезно ходить по земле босиком, особенно по гальке или щебню. Хорошо растираться мохнатым полотенцем и принимать контрастные водные процедуры, особенно – с использованием эфирных масел.
Все эти виды воздействия хотя и используют разные механизмы возбуждения, в конце концов добираются до центральной нервной системы и тонизируют её. Именно она производит неповторимо точное управляющее, квалифицированное действие на тот или иной орган, разрешает ту или иную проблему – прекращает воспаление, ликвидирует очаг микробов, останавливает внедрение вируса.
Этот факт опосредования любого вида целительного воздействия центральной нервной системой объясняет, почему такие разные методы «лечения» – контрастный душ, дыхательная гимнастика, молитва, народное пение – приводят к одним и тем же телесным ощущениям. Всё тело становится лёгким, эластичным, как бы начинает искриться, улучшается настроение и обостряются творческие способности. Это – состояние повышенной жизненности, высокого статуса центральной нервной системы.
Звуки – это важный вид массажного воздействия, который может быть локальным или действовать на весь организм. Мы можем подставлять себя воздействию внешних звуков, а можем создавать их сами.
Звуки возбуждают капиллярные волны, которые начинают распространяться по всему телу.
Выбирая высоту звуков, которые мы производим, мы попадаем в резонанс с той или иной полостью или органом нашего тела. Поэтому в наших руках всегда находится мощный метод селективного воздействия, направленного целительства.
Звуковые колебания придают синхронность разнообразным процессам в нашем теле, подавляя тем самым шумовую компоненту. Точно так же происходит подавление шума в УКВ-радиоприемнике при настройке на станцию. В результате жизненные процессы в нашем теле становятся более когерентными, гармонично взаимосвязанными.
Становясь на точку зрения воздействий, мы говорим о звуке, вибрациях. Переходя же на точку зрения центральной нервной системы, мы говорим о состояниях. Можно сказать, что та или иная вибрация порождает соответствующее состояние нашего бытия.
Например, шумная, хаотическая рок-музыка, обильно насыщенная низкими частотами, затемняет сознание и приводит к неосознанным, хаотическим поступкам.
Гармоничная же и спокойная музыка, в которой преобладают высокие звуки, проясняет сознание и активизирует творческие способности, усиливает физическую жизненность.
Состояния сознания также порождают соответствующие им виды вибраций. Когда мы счастливы, нам хочется петь подобно соловьям, но когда нас настигает горе, мы ревём как раненый медведь.
Вибрации нашего тела и состояния сознания оказывают влияние друг на друга по цепям так называемой обратной связи, в результате образуя устойчивый кокон бытия, в котором мы живём.
Так жихаревские била обладают не только благозвучием, но и целительскими свойствами.
Однажды к Александру Жихареву пришел приговорённый медиками человек – его зовут Геннадий П., он живет в Москве. Диагноз – рак желудка. Он целый день провёл рядом со звонницей, пытаясь собраться и мужественно встретить свою судьбу. Наверное, он о многом успел передумать в течение того дня…
К вечеру его стало сильно тошнить, поднялась температура. А на следующий день Геннадий вновь отправился к врачам для продолжения исследований, и те с изумлением констатировали, что опухоль бесследно исчезла!
Многие сообщают о том, что после прослушивания музыкальных композиций, исполняемых на билах, проходит насморк или грипп, приходит успокоение, умиротворение.
Можно часто видеть, как к звонарям подходит агрессивная толпа юнцов, не в меру возбуждённых, но через некоторое время их агрессия затихает.
Что люди – птицы чувствуют благодать, истекающую из-под рук звонарей! Александр рассказывает, что с первыми же ударами бил замолкают и вскоре улетают вороны. Певчие же птицы, наоборот, подтягиваются со всех сторон и начинают подпевать.
По свидетельству Александра и его помощников, во время исполнения музыкальных композиций на билах, стаи галок часто летают кругами – прямо над звонницами.
Часто приходят – целыми стаями – бездомные собаки, и ложатся на траву. Они лежат, пока звучит музыка, а потом неохотно уходят.
Однажды пришли и долго стояли рядом со звонницами две распряжённые лошади – на них незадолго до ЭТОГО катали туристов.
Замечено также, что если разместить звонницу на пасеке, то пчёлы во время роения никогда не улетят с участка. Похоже, и для них соседство с билами представляется очень благоприятным.
Послушать звонницу Жихарева
Соприкасаясь с миром гармоничных, чистых, возвышенных звуков каждый день, можно осуществлять самую лучшую профилактику физического и духовного здоровья, ощутить и удерживать атмосферу счастья и радости. Эти звуки на самом деле возрождают и обновляют.
Есть у Александра мечта – создать в России Акустический Театр, такой дворец звука, где люди могли бы заряжаться энергией, бодростью и здоровьем. Подобный дворец, храм одновременно науки и искусства, мог бы стать еще одним украшением нашей столицы.
Видео о билах Александра Жихарева
Подготовлено по материалам сайта: http://bila.dxi.ru/press2
Купить CD-диск "Поющая бронза-1"
Купить CD-диск "Поющая бронза-2"
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями