У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.
Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.
Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти.
Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие...
Вы на себя плетёте петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?
На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.
В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.
Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.
Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как тёрн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?
Николай Клюев
Пахарь
Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.
В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.
Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"
Косарь
Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.
Бондарь
Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.
Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.
Дёгтекур и смолокур
Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.
Лапотник
Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Подробнее о лаптях на Руси.
Сапожник
Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви. Какая ещё была обувь на Руси.
Бурлак
Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.
При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.
Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.
Плетельщик
Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.
Кузнец
Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.
Гончар
Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.
Ложкарь
Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.
Игрушечник
Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.
Красильщик
Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.
Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.
Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.
Валяльщик
Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Подробнее.
Ткач
До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность – ткачество.
Полотно как древний славянский оберег.
Вышивальщица
Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры... Руская народная вышивка.
Кружевная мастерица
На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.
На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.
Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.
Коробейник
Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.
Молочник
Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.
Водовоз
Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.
Фонарщик
К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.
Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.
В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.
На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.
Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.
Шорник
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Ямщик, извозчик, ломовик
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.
«Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.
Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.
© Методический центр «Древо Рода»
Другие статьи по теме «Пробуждение Родовой памяти»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями