То, что у славян была своя письменность ещё задолго до прихода христианства на Русь – это уже неоспоримый факт. Пра-язык был един, а способов его записи было множество. В этой статье рассматриваются «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности.
Старейшим упоминанием о наличии письменности у славянских народов считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже 9 — 10 веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее». На современный руский язык это переводят по-разному, каждый исследователь предлагает своё видение вопроса [6].
Черты
Ныне использование черт известно преимущественно в контексте гадания: например, гадание чертами на земле было присуще на определённом этапе развития традициям всех народов. Нас, безусловно, интересует славянская культура.
Достоверно можно утверждать, что славяне были знакомы с данным методом гадания. Он был известен на Руси под названием «Рафли». На это указывают:
- Книга Рафли впервые упоминается в двух важнейших исторических источниках середины XVI в. — в «Стоглаве» [7, с. 181, 182, 188, 189] и «Домострое» [4, с. 57; 5, с. 22]. В постановлениях Стоглавого собора эта книга возглавляет список запретных книг: «...злые ереси кто знает и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, острономии, зодеи, алманах, звездочётьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретический» [8, с. 261].
- иллюстрация из Радзивилловской летописи, датируемая, примерно, 1182 годом, посвящённая взятию Торжка. В её нижнем правом углу имеется геомантическая таблица (рис. 1).
Рисунок 1. Изображение из Радзивиловской летописи.
Ниже приведённая система основана на существовании так называемых «Хранителей», которая, как и рафли, строилась на основе четырёх составляющих (стихий), из которых можно выделить 16 подэлементов. Каждая составляющая рассматривается во взаимодействии с остальными. Так Огонь подразделяется на Огонь Огня, Воду Огня, Воздух Огня и Землю Огня. Огонь Огня рассматривается как замена базового элемента Огонь. По этой схеме Вода Огня является лавой, Огонь Воздуха - гремучим газом и Огонь Земли - раскалённым ядром Земли. Более подробно можно ознакомиться в книге Г.Э. Адамовича [1].
На основе имеющегося знания можно, например, «прочитать» некоторые сохранившиеся до наших дней народные узоры, широко применяемые и в настоящее время.
Таблица 1. Соответствие первостихий и хранителей
Таблица 2. Толкование узоров на основании системы «Хранители»
Узор №1 В предложенном узоре представлены знаки, образующиеся из знаков воды (▼) и огня (▲), на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях. Обе первостихии управляются Белобогом, поэтому можно предположить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Чернобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе воды и огня. Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью. |
Узор №2 В предложенном узоре представлены знак земли (◊) на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях. Земля, как первостихия, управляется Чернобогом, поэтому можно предложить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Белобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе земли. Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек – девять. Четыре ячейки - белые (смерть) и пять - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью. |
Узор №3 В предложенном узоре на красном поле представлен знак земли (◊) с точкой в середине (знак семени, оплодотворения). Его значение – оплодотворение. На белом фоне – сложный знак, состоящий из знака земли (◊) с точкой в середине (здесь точка, видимо, знак ветра (Х), знака воды (▼), знака огня (▲). Его значение – защита произошедшего оплодотворения от вредоносного воздействия при помощи силы четырёх стихий. Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью. |
Узор №4 В предложенном узоре на красном поле представлены знак земли (◊) с крестом (знак предков, полученный за счёт перекрещивания двух знаков ветра) в центре. Его значение – благословенная земля предков. Земля и Ветер, как первостихии, управляются Чернобогом, поэтому можно предложить, что данная часть узора является просьбой к предкам в получении хорошего урожая. На белом фоне: аналогичный узор, но значение может быть иное, а именно – просьба о защите от вредоносного воздействия на посевы к Белобогу. Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – пять. Две ячейки - белые (смерть) и три - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью. |
Следует заметить, что выше представленные символы первостихий используются для изготовления обережных нательных поясов (рис. 2) и в наши дни. (Подробнее см. [1]).
Рисунок 2. Обережный нательный пояс.
Резы
«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид» - писал Дитмар Мерзебургский (кон. IX — нач. XI вв.) в своих «Хрониках», описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген.
Хотя последнее время употребление понятия «резы», стали всё более часто заменять скандинавским словом «руны», но, думается, что Титмар Мерзебургский не мог не знать «рун».
Возможно, более древним источником, указывающим на применение рез, - но уже во время международных отношений – являлся бы договор, заключённый между Русью и Византией князем Олегом в 911 году, который по международным законам заключался «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке – и, возможно, на резах. К сожалению, он не сохранился.
Так же наличие «рез» у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники). Среди находок археологов различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.
Любопытные значки, в которых можно увидеть письмена, были обнаружены как на землях России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 знаков, была найдена в 1897 году неподалёку от Рязани. Позже, в 20-м веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных знаков, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам.
Использование рез находит прямое доказательство, при рассмотрении знаков нанесённых на боевые знамена панцирных бояр Полоцкого уезда [3, с. 18-26].
Таблица 3. Знаки на боевых знамёнах панцирных бояр Полоцкого уезда.
В качестве своеобразного подтверждения, что система «рез» не была забыта ещё и в начале 20-го столетия, можно привести таблицы знаков (рис. 3), находящихся в коллекции краеведческого музея г. Рузы, что на западе Московской области, составленных в 1920-1923 гг. руским краеведом – агрономом П.М. Смирновым. По данным музея, эта работа была отмечена дипломом первой степени на ВСНХ 1923 г.
Эти знаки, как правило, использовались при межевании — вырезались на дёрне. Кроме того, иногда, этими знаками помечали рабочий инвентарь, и использовали их в качестве жребиев при решении спорных вопросов [2].
Рисунок 3. Доска с таблицами межевых знаков, применявшихся крестьянами окрестностей г. Рузы в конце XIX – начале XX веков. Снимок А.Ю. Почерникова.
Таким образом, можно достоверно утверждать о наличии древней письменности у славян, «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности. Их знаковое значение может рассматриваться с помощью «системы хранителей», предложенной исследователем.
Адамович Геннадий Эдуардович, доктор философии. Сотрудник МАИТ. Минск. Республика Беларусь.
Список литературы
1. Адамович Г.Э. Свадебный клубок поясов. – Минск, 2014. – 172 с.
2. Почерников А.Ю. Залесские Руны. Тайные знаки Подмосковья. Режим доступа: http://zalesje.net/news/zalesskie_runy_tajnye_znaki_podmoskovja/201 3-11-26-43
3. Анатоль ЦІТОЎ // ―Спадчына‖, № 3. 1995. – С. 18-26.
4. Домострой по Коншипскому списку и подобным. - М., 1908. С. 22.
5. Домострой по списку Общества истории и древностей российских. - М., 1882. – С. 22.
6. «Сказание о письменах» черноризца Храбра // Образование и православие. «Москва», № 9, 1990.
7. Стоглав: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чипах. – М., 1890. – С. 181, 182, 188, 189.
8. Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли. Труды отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1985. – 266 с. Пятая – 261 с.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями