Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

13.05.2017 Обряд и ритуал как суть праздника

В любой культуре есть традиция отмечать праздники. Праздник является одной из важных форм общественной жизни, так как он связан с переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Каждому празднику свойственна определённая последовательность действий, которая называется обрядом или ритуалом, что можно легко проследить на примере руской культуры.  

Ритуал – термин, пришедший в руский язык из Европы. С латыни ritualis переводится как обрядовый (от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония). В английском языке аналогичную нагрузку несут такие слова как Ritual, rite, ceremony, в немецком – Ritus. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения и т. п.), связанных со специальными предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп1. В том же словаре ритуал рассматривается как одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения.

Под ритуалом понимается традиционный порядок проведения какой-либо церемонии, как правило, религиозной. Но вот в биологии, например, ритуалом называется стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом (например, брачные ритуалы – они же брачные игры). В психологии, психосоматике и психиатрии ритуалом является любое навязчивое действие, движение, которое идёт неосознанно, на уровне подсознания.

Слово «обряд» является исконно руским, общеславянским. Производное от obręditi – «устроить», которое является префиксным образованием от ręditi – устраивать, приводить в порядок, улаживать. Исходное слово – ряд.1 Т.е. первоначально обряд понимался как приведение чего-либо в порядок (выстраивать в ряд, по порядку, упорядочивать), затем, на основе этого, появился «обычай» (делать так, как привыкли).

В современном словаре по культурологии под обрядом понимаются традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.2 Видимо, логичным будет предположить, что обряд – это последовательность действий, приводящих к определённому результату. Поэтому любой аграрный процесс – от подготовки до сбора урожая, или производственный – от идеи до создания механизма, тоже можно назвать обрядом. И в сельском хозяйстве, и в промышленности процесс технологизируется, достигая определённого совершенства и автоматизма. Происходит ритуализация процесса. 

Любой праздник, будь он календарным или казуальным3, является обрядом перехода. Переход – это всегда мистерия, требующая настроя, входа и обязательно того рубежа, который надо перейти. Настрой создаётся тем местом, где происходит действо. Не случайно оно происходит в храме или на специально оборудованной площадке – пространстве праздника. 

В чём суть праздника? Жизнь шла-шла и вдруг начала давать сбои. Жизнеустройство начало рушиться, выходить из нормального русла. И тут возникает потребность - это жизнеустройство восстановить. Человек заметил, что сбои происходят в определённые моменты времени, связанные с космической ритмикой, и, в первую очередь, с движением и пространственным взаиморасположением космических тел (Солнца, Земли, Луны и др.).

Человек давно начал выделять восход и заход Солнца, полдень, полнолуние и новолуние, солнцестояния и равноденствия. Эти точки времени были наиболее критичными, и человек их использовал как праздничные. А в праздники, как известно, не работают. Здесь следует напомнить, что праздник – это не отдых, это особое время, противопоставленное будням.

Однако чаще эти обряды были не по случаю, а на предупреждение (профилактические). Регулярное исполнение обряда рано или поздно будет вводить его русло ритуала – слова, действия, используемые атрибуты повторяются, запоминаются, из разных вариантов выбираются оптимальные. Начинает происходить естественный процесс ритуализации обряда, где действие живое, ситуацией рождённое, нормами и правилами сковано, где сказать по-другому не моги, действо по-другому не сотвори. И обряд превращается в театр со своим сценарием, ролями, артистами. 

Так обряд, который на мироустроение направлен, превращается в театральное представление и результат уже получается другой, потому что у исполнителей другие задачи. 

И вот тут, чтобы обряд в ритуал не превратился, необходимо читать знаки. А для этого важно понимать, чем знак от символа отличается.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).4 Мы не будем углубляться в истоки вопроса, отметим только суть, что знак есть материальный предмет для передачи содержания. В другом словаре5 делается упор на то, что это материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие). Т.е. данный предмет должен чувственно отозваться в твоём сознании, чтобы стать для тебя знаком. Именно поэтому два разных человека, пройдя одним путём, опишут его по-разному – каждый будет воспринимать лишь те знаки, которые воспринимаются. Современному человеку проще всего понятие «знак» можно объяснить через его европейский, пролатинский аналог  – сигнал (по латыни – signum, англ. sign, фр. signe, нем. Zeichen, итал. signe). Сигнал сообщает о каком-либо факте или побуждает к какому-либо действию.

Слово «символ» имеет греческое происхождение (от греч. опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.6 Поэтому идолы, кумиры, столбы, иконы являются лишь символами божественных сущностей.

Понятия «символ», «сигнал», «знак» давно стали терминами и в разных отраслях имеют различные значения. Однако на бытовом уровне их различие можно объяснить, рассмотрев дорожные знаки. Любой такой знак является сигналом, регулирующим движение. При этом мы помним, что красный цвет или восклицательный знак являются символом опасности.

Здесь, говоря о знаках, я предполагаю знаки «свыше», знаки судьбы. В.И. Даль в своём словаре7 так и определяет это понятие: «признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо». Однако затем, объясняя этимологию этого слова, он расширяет границы – знакомый, знаемый, известный, ведомый.

Если мистагог8 умеет читать знаки и может своевременно направить обряд на путь мироустроения – он тот, кого мы называем волхв или жрец. Если он наделён великими знаниями, но не способен совершать обряд, это хороший и знающий экскурсовод. Если у него просто хорошо подвешен язык, то он остаётся мистагогом в третьем смысле этого слова9.

 

Резунков Андрей Геннадьевич. Доктор истории, действительный член Русского географического общества, начальник Отдела организации НИР Смольного института РАО.

 

1. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичѐв, П.Н. Федосеев С.М. Ковалѐв В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.

2. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. 35 Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. – М., 2003. 36 Казуальный - случайный, совершающийся в зависимости от случая.

3. Бирюков Б.В. Знак // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичѐв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалѐв, В. Г. Панов, 1983.       

4. Философская Энциклопедия. В 5-ти т. —М., 1960—1970.

5. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль, 2012.

6. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.

7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1863-1866.

8. Жрец, посвящавший в таинства во время мистерии [мистерия I] (у древних греков) // Толковый словарь. Т. Ф. Ефремова. – М., 2000.

9. Мистагог (греч.). 1) у древних греков, наставник в таинствах. 2) в Сицилии, лицо, водившее иноземцев в разные священные места. 3) теперь же так называют лиц, важничающих пустыми тайнами. 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.