Будучи искусными ювелирами в изготовлении разнообразных украшений, древние славяне вкладывали в свои творения сакральные знаки и смыслы. Раньше украшения были не только «предметом роскоши», но в первую очередь имели культовое значение как обереги.
В древности, когда возникла культура украшений, у людей было иное виденье вещей и то, на что мы сейчас не обращаем внимание, было предметом пристального внимания - люди видели механизмы влияния на своё состояние других людей и для того, чтоб оградить себя от нежелательного и, по возможности, преобразовать его в приемлемое, были изобретены разные способы корректировки, и одно из них - украшения тела и одежды.
Украшения, по сути, были функциональными оберегами, призванными создать нужное влияние окружающей социальной среды. Если сейчас мы присмотримся к тому, где располагаются украшения, то увидим, что они находятся там, где есть значимые энергетические узлы. Так для женатого человека на Руси обязателен был широкий пояс, который оберегал от влияния на два узла сразу на Зарод (сексуальный) центр и Живот, оба этих центра важны в социальной и семейной жизни. Так утратившим социальную дисциплину мужчинам говорят - «распоясался», к женщинам - «распустилась».
Славянские обереги
Мужских оберегов достаточно мало, ибо наибольшая защита требовалась женщине - продолжательнице рода. Помимо присутствия обережного красного цвета и свещенных вышивок на одежде, у древних славянок присутствовали и специальные украшения-амулеты.
Так, считалось, что разнообразные подвески, звенелки, бубенчики своим звоном отпугивают нечистую силу. Бубенчики носились на поясе или у плеча, отдельно или вместе с другими украшениями.
Обязательным предметом у женщин являлись подвески-обереги, которые крепились на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде конька или двух коньков, или в виде утки-коня. Эти подвески являлись чисто сакральным предметом женского убора, носились на поясе, на цепочке как ожерелье, или у плеча.
Обязательные элементы данных подвесок – опять-таки звенелки: бубенчики или утиные лапки, причём утиные лапки символизировали уточку – символ Рода как создателя Земли.
Второй обязательный элемент – гребешок, всегда семилучевой, ибо число семь являлось свещенным у славян. Данный миниатюрный гребешок означал здоровье, защиту от болезней и дурного глаза.
Третий элемент подвески – ложечка – сытость, достаток в доме.
Четвёртый – ключик – богатство.
Также в подвесках встречаются маленькие ножи, серьги – символ урожая. Уточка – символ Рода. Конёк – один из важнейших славянских оберегов. Помощник в пути. Встречаются и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость, и иногда стилизованное изображение челюстей – женский оберег от зверей в лесу. Подвески мягко позванивали при ходьбе, отпугивая нечистую силу.
Также следует отметить, что женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла. Иногда присутствовало и изображение Чура – человечка, охранителя домашнего очага, предка.
Также одним из главнейших женских украшений является головной убор – венчик у девушек, кика или кокошник у замужних. Помимо богатой отделки бисером, головной убор украшался нитями жемчуга – ряснами. И височными кольцами – колтами.
У всех славянских племён были различные височные кольца, но наиболее красивые у вятичей. Они носились у виска по одному или несколько штук. Вятические кольца – семилучевые (опять таки, семь – сакральное число). Кольцо напоминает гребешок петуха, или, в перевёрнутом виде – восходящее солнышко - и тот, и другой символ – сильнейшие обереги. Височные кольца, как правило, были из серебра, украшались разнообразными узорами и знаками.
Есть кольца, на лопастях которых прослеживаются знаки, похожие на руны, или знак Макоши – женской богини судьбы и рукоделия. Позже стали носить помимо височных колец богато украшенные золотом и эмалью колты.
Богато украшенные ожерелья состояли из отдельных подвесок и лунниц.
Лунница – от слова «луна» – также исключительно женский оберег, ибо луна всегда считалась женской планетой, и женщины, более мужчин связанные с потусторонними силами, подвержены влиянию ночного светила. Лунница оберегала от ночных духов, и навьих сил, просыпающихся при свете луны. Рогатая лунница напоминает рогатую кику – головной убор замужних женщин. Лунницы носились на шее в составе ожерелья, и изготавливались, как правило, из серебра или иного серебристого металла, символизирующего луну.
Составными частями женского ожерелья являлись бусины из стекла, кости, камня и чередующиеся бляшки – подвески. Подвески были, как правило, круглой формы, с сакральным, охраняющим орнаментом. Чаще всего в качестве рисунка на бляхах присутствуют солнечные знаки, являющиеся сильным оберегом. Украшения изготовлялись из серебра, золота, меди, бронзы. Украшались эмалью. Иногда в качестве подвесок использовались монетки.
На шее женщины иногда могло быть несколько ожерелий, состоящих из лунниц, бляшек и бусин. Количество украшений показывало статус женщины и, разумеется, имело оберегающий характер.
Подвески – бляшки имели самый разнообразный характер, и могли, в том числе, носиться и мужчинами в качестве нательного оберега. Как правило, подвески имели солнечную, солярную символику. Восьмиконечный крест – символ Рода, кресты – солярный символ, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Могли быть и отдельные подвески в виде уточки-символа Рода, или конька. Конь – также символ бога Перуна, оберег в дальней дороге, был и женским, и мужским амулетом.
Браслеты в качестве украшений носились и мужчинами и женщинами. Они были стеклянные, костяные, из кручёной проволоки, из полосок металла, створчатые. На браслетах также присутствовала символика – в основном символы Земли - Макоши, солнечные.
Особо следует отметить створчатые, ритуальные браслеты. Они были достаточно большими и имели богато украшенный орнамент, часто со сценами праздников. Женские створчатые браслеты скрепляли на запястьях рукавов ритуальных русальных рубах. Во время праздничных хороводов эти рукава распускались для ритуального танца. Вообще, браслеты скрепляли рукава женской одежды на руках, что и создавало удобство в одежде, и оберегало от проникновения нечистой силы.
Чисто мужских оберегов было немного – это, как правило, миниатюрное изображение оружия – ножи, мечи, топоры. Маленькие коньки – конь вообще считался у наших Предков свещенным животным. Черепа лошадей украшали капища и святилища. Изображения коня присутствовали и в вышивках, и на украшениях. Отдельные подвески – коньки являлись оберегом в пути, в дальней дороге, и символом бога Перуна.
Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте. Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, и помогает в охоте, защищает в лесу.
Подытоживая, можно отметить, что наши древние предки, никогда не одевали на себя просто так, для украшения, какие-либо вещи. Все они, эти украшения, носили исключительно оберегающий, культовый, сакральный характер.
Механизмы «работы» оберегов
Для начала выделим две разновидности: одна это то что в основном «работает» в социальной среде, другая универсальна и «работает» так же в исходной (Природной) среде. К Социально ориентированным следует отнести украшения, которые сделаны из искусственных вещей такие как вышивки, бисерное плетение и тому подобное имеющие рукотворное происхождение. Украшения которые состоят из природных материалов металлы, камни и т.д. имеют более широкий спектр влияния. Комбинации материала, цвета, формы дают возможность формировать обереги самого различного назначения.
Каждая вещь в нашем мире имеет собственное излучение которое и привносит коррективы в ауральное строение человека. Для социальной «защиты» важно, чтоб украшение улавливало (запутывало) взгляд других людей, отводя его от непосредственно энергетических центров. Взгляд имеет собственную силу и его заряд формируется состоянием человека, так есть гневный взгляд, добрый, завистливый и т.д. вот от такого то влияния и оберегают наши украшения.
Ещё не так давно, каких-то 100 лет назад, вышивкой занимались почти все женщины не зависимо от социального происхождения, потому что эта практика давала множество положительных навыков, таких как терпение, художественный вкус, кроме того закладывались «магические» навыки. При вышивании, т.е. пристальном внимании к ограниченному объему пространства, внимание человека наслаивает мысль на предмет творчества, делая предмет намагниченным, который приобретает «магические» свойства, + к уже исходным задаваемыми материалом, цветом и формой.
Из вышесказанного наверно становится понятным, что вышивать свою одежду лучше всего самостоятельно или доверять это людям, которые понимают предмет досконально и имеют соответствующие качества. Хотя, конечно, номинально яркая вышивка будет делать свою «работу», притягивая к себе взгляды людей, а витеиватый узор «запутывать», цвет стимулировать эмоции, но ничего не сравнится со сделанным в сознательном сосредоточении и культивацией заданных эмоциональных и ментальных параметров. Так рубаха вышитая влюблённой и подаренная любимому будет сравнима по свойствам с боевым панцирем. А вспомните сказки, где любимая дарит на дорогу возлюбленному полотенце, с наказом утираться только им, т.е. не допускать к телу на чужбине инородного.
И ещё если у вас есть украшения из «ширпотребовского ряда», то включите в него свой элемент, индивидуализируйте в согласии со своим настроением и намерением.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Поделиться с друзьями