Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

31.10.2017 Узелковые знаки-орнаменты как магическая составляющая декора руского народного костюма

Шнуры и верёвки из сухожилий животных и растений появились в быту человека, находящегося на самой низкой ступени исторического развития. Технология их изготовления была освоена человечеством до изобретения прядения и ткачества. С эпохи позднего палеолита археологи находят костяные инструменты, использовавшиеся при сшивании меховых и кожаных изделий сухожилиями животных. Узлы появились с первой необходимостью надёжного закрепления шкуры животного на теле человека, инструмента и оружия на рукоятке. Плетение – одна из первых технологий, освоенных человеком, стало древнейшим магическим ритуалом. Сакральным смыслом наполнялись узлы из кожаных лент, травы и нитей. Навязывание узлов с целью защиты и охраны было явлением постоянным у многих народов. На Руси слово «наузлить» употреблялось в значении колдовать, волховать. Многие приходили к ворожеям и брали наузы для предохранения от всяких опасностей. При археологических раскопках в средневековом Новгороде были найдены наузы-обереги, выполненные из обрывков кожаных ремешков, явно не имеющие утилитарного значения. Эти изделия скомпонованы из узлов различной формы и косточек [13].

Значение выражения «завязать» значит преградить, защитить сохранилось до сих пор. Е.И. Елеонская видит причину этого в том обстоятельстве, что при лечебных действиях употребляется в силу необходимости реальное завязывание ран [4]. В античное время для завязывания ран применялся узел «Геракла» или «прямой» узел, служащий для соединения верёвок и тросов в морском деле (рис.1: 1). Он употреблялся для крепления воинской амуниции, одежды (рис 1: 2), на изображениях Геракла шкура немейского льва завязана этим узлом. В современной медицине он используется для наложения швов. Наиболее древние изображения прямого узла встречаются в Древнем Египте: подобным узлом переплетены стебли лотоса на нагрудных украшениях фараонов, рельефное изображение узлов размещалось между бинтами мумий в качестве оберегов (рис.1: 3).

Рисунок 1. «Прямой» узел или «узел Геракла»: 1 – рисунок переплетения «прямого» морского узла из двух нитей; 2 – крепление панциря древнеримского воина при помощи прямых узлов, Парфянский фриз, II в, мрамор; 3 – оберег в виде «прямого» узла, Древний Египет; 4, 5 – деревянная находка с узлом и её реконструкция в коже, Новгород, X в.; 6, 7 – прорисовка кольца и реконструкция плетения из кожи, курганы вятичей, XII–XIII вв.

«Безконечный» или «вечный» узел: 8 – тибетский оберег из нитей в виде «безконечного» узла (по Бир, 2011, с. 354, рис. 139); 9 – «безконечный» узел в арабском куфическом шрифте, Хамса, Средняя Азия, 1485г.; 10 –фрагмент бронзовой арки, Древняя Русь, Вщиж, вт. пол. XII в.; 11 – орнамент на ложечке для причастия, Новгород, дерево, XIII– XIV вв.; 12 – орнамент на бересте, Новгород, XII в.; 13 – браслет, Новгород, XII вв.; 14 – миниатюра из документа Петровской эпохи, Новгород; 15 – мастерица с полотенцем, Архангельская обл, 1980 г. (по Некрасова, 1983, с. 321, илл. 174); 16 – орнамент женской рубахи, Калужская губерния, сер. XIX в.; 17 – конец полотенца, Тверская губерния, конец XIX–начало XX вв.

В древнеруском искусстве был широко распространён плетёный и узелковый орнамент. Изображение переплетений на различных предметах, несомненно, имеет в своей основе реальные источники. Популярность плетёного орнамента объясняется древностью плетёных узлов, появившихся на заре цивилизации. Деревянная находка из Новгорода X в. представляет собой рельефно вырезанный «прямой» узел, демонстрирующий возможности прочного соединения двух кожаных ремней путём прорезания на их концах отверстий, через которые два фрагмента соединяются друг с другом (рис. 1: 4,5). Археологические находки, обнаруженные на территории древней Руси, демонстрируют, что пронизывающие соединения часто использовались при сборке различных изделий из кожи.

Узлы и верёвки имели ритуальное значение, и это же значение переносилось на другие предметы путём нанесения текстильного узора. Так как наузы носили на шее, руке, пальце, то значение оберега переносилось на ожерелье, браслет, кольцо. Первые металлические украшения, заменившие наузы, изготовлялись с применением способов плетения и витья. Орнамент перстня из кургана вятичей XII–XIII вв. является точной копией плетения из кожи, представляющего сложную логическую задачу: как не разрезая ремешок на части выполнить переплетение косы из трёх полос (рис. 1: 6,7).

В последующем использование собственно текстильных приёмов в создании ювелирных украшений заменилось изображением внешнего вида переплетений. Целью узелковой орнаментации являлось придание вещам особой силы. Изображение получало тот же смысл, что и изображаемый предмет и придавало вещи ту же силу, которую имел прототип. [6, с. 21-22]. Изделие, снабжённое изображением узла, становилось равным с ним по значению. Узлы и верёвки имели ритуальное значение, и это же значение переносилось на предметы быта путём нанесения плетёного узора.

Генетическое родство плетения и текстильного орнамента можно проследить на основе анализа орнаментальных изображений. Повсеместным распространением и общеизвестностью технологии плетения объясняются одинаковые изображения узлов-знаков на камне, дереве, бронзе, в книжных миниатюрах. А.К. Ёлкина в результате исследования подлинных плетёных предметов XII–XIV вв. приходит к выводу, что в древнем геометрическом орнаменте изображались конкретные приёмы плетения, которые можно реконструировать. В частности, она исследует технику плетения из кожи в средневековом Новгороде [5].

Узлы-знаки, наполненные определённым смыслом, являлись элементарной единицей, на основе которых произошло дальнейшее развитие орнаментальных мотивов. Сама логика орнаментального искусства доказывает первичность и более древнюю природу знаков [9, с. 25]. Знаки-символы играли роль специфических единиц мышления, выражали абстрактные понятия. Согласно древним верованиям то, что человек носит в душе, и то, что он носит на одежде, взаимосвязано, поэтому знаками привлекались определённые силы.

Создание универсального знакового комплекса, из которого в ходе исторического развития возникли отдельные знаковые системы, относится к периоду неолита [10, с. 483]. Превращение культовых символов в орнаменты произошло в период разложения первобытнообщинного строя и появления ремёсел. Затухание традиции, связанное с утратой знаком его значения, вызвало искажение и исчезновение формы орнамента [1, с. 20]. Близость узлов-знаков различных территорий объясняется их общей древней основой. Они устойчиво сохраняли форму, возникнув больше, чем семь тысячи лет назад, и распространились на огромной территории независимо от вероисповедания, национальности и государственного устройства. Сохранение знака в течение длительного времени можно объяснить однородностью и древностью раннеземледельческих культов у разных народов. Немаловажное значение имеет также технологическая логика переплетений, обусловленная математической закономерностью.

Большое значение в магических обрядах придавалось замкнутой форме узлов-оберегов, создаваемая символическая граница между своим и чужим пространством имела чаще всего форму круга. Особенное значение имело непременное качество оберега отсутствие стыков [8, с. 28]. Круговая замкнутая линия получила в народных верованиях значение завязанной верёвки. Узлы-орнаменты в декоративном искусстве часто имеют замкнутый рисунок, без начала и конца. Выражение «спрятать концы» имело значение удачно совершить колдовское действие.

«Безконечный» или «вечный» узел – знак без начала и конца является одним из самых древних и широко распространённых символов во всём мире, сохранившимся без изменений с глубокой древности до наших дней. «Безконечный» узел (санскр. shrivatsa) в древнем учении тибетского Буддизма является символом взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной, используется как амулет для защиты от злых сил и негативных влияний, который приносит счастье и благополучие.

Один из вариантов «безконечного» тибетского узла представляет собой крест из нитей, навязанных на конструкцию из семи палочек (рис. 1: 8). Безконечная нить оплетает перекрестья палочек в определённой последовательности. «Назначение узла выполнить функцию временного пристанища божества во время выполнения ритуала, или служить «ловушкой для вредоносных духов». Как защитное приспособление их часто размещают на крышах жилищ или монастырей» [3, с. 355]. Подобные обереги в форме ромба из нитей, навязанных на крест из двух палочек, использовались в магической практике на Руси. «Вечный» узел входил в начертание букв в арабском каллиграфическом куфическом письме, которое заключало в себе религиозносимволическую идею священного характера (рис. 1: 9).

В древнеруском искусстве переплетение в виде «вечного» узла размещено на бронзовых арках XII в. из Вщижа работы мастера Константина (рис. 1: 10). Б.А. Рыбаков объясняет символику изображений на арках как идею небосвода, по которому движется солнце [12, с. 288]. А.К. Ёлкина считает, что узел, образованный переплетением двух зигзагов-антиподов, символизирует дуализм мировых начал: земли и неба, жизни и смерти [5]. Изображения вечных узлов встречаются на предметах новгородского быта. Декор ложки для причастия из Новгорода передаёт с реалистичной точностью переплетение, наложенных друг на друга нитей (рис. 1: 11). Орнамент на бересте более упрощён и геометризирован, хотя и сохраняет систему переплетения (рис. 1: 12). На браслете XII в. узел соединён в единую композицию с плетёнкой из двух прядей, символизирующей воду. Промежутки между петлями узла обозначены точками-семенами. Все вместе знаки являются заклинанием плодоносящих сил природы (рис. 1: 13). Часто угасание семантического значения знака выражалось в условном изображении мест наложения нитей в виде разрывов ленты как, например, на документе Петровской эпохи (рис. 1: 14).

Этнографические коллекции зафиксировали геометрическую орнаментику руского народного костюма уже на стадии её разложения в период постепенного исчезновения традиционного домашнего производства и проникновения в деревню фабричных товаров и городской моды. В X–XII вв. женская одежда украшалась более древней геометрической и животно-растительной орнаментикой, которая сохраняла магическое значение. XII–XIV вв. были переходным периодом. Древние верования всё более стирались, нередко сливаясь в своеобразный сплав с христианскими. Точный смысл древних магических сюжетов вышивки постепенно забывался. В последующее время архаические вышивки всё более становились просто украшениями [2].

Происходила полная утрата изображениями переплетений при сохранении внешнего силуэта узлов. Примером может служить орнамент полотенца из Архангельской области XX века (рис. 1: 15). «Вечный» узел – магический символ в текстильном изделии сохранил свой внешний силуэт, но утратил рисунок переплетения нитей. Сильная геометризация орнамента связана с технологическими особенностями выработки ткани. Вышивка рукава женской обрядовой рубахи (Калужская губерния, сер. XIX в.) также демонстрирует ряд вечных узлов вкомпонованных в ритмические орнаментальные ряды (рис. 1: 16). Достаточно часто места переплетений на текстильных изделиях изображались в виде разрывов в схеме узора. Соединив разрывы орнамента на конце полотенца (Тверская губерния, конец XIX – начало XX), можем получить схему переплетения безконечного узла (рис. 1: 17).

Морской «плоский» узел, известный в макраме как узел «Жозефина», состоит из двух петель, соединённых друг с другом своими скрещенными концами. Китайцы называют его «двойной монетой», считая, что его форма похожа на две соединённые старинные монеты, обозначающие благополучие и долголетие. «Плоский» узел часто использовался на Руси как украшение заставок рукописей (рис. 2: 1). В новгородской орнаментике встречается в основном на копылах саней (рис. 2: 2).

Усложнённый «плоский» узел может состоять из трёх или четырёх петель (рис. 2: 3). Четыре петли в затянутом состоянии имеют вид круглых шариков, такое плетение в мореходстве называется «турецкий» узел. Предполагают, что это знаменитый «гордиев» узел, распутать который так и не смог Александр Македонский. Аналогичным способом изготовлена войлочная пуговица XIV в. для верхней одежды из Новгорода (рис. 2: 4).

Украшения из «плоских» узлов найдены в плетёном варианте на одежде. Они использовались в качестве петель-застёжек в древнем Суздале (рис. 2: 5), как плетёные орнаментальные узлы и как длинные кружева в захоронениях эпохи викингов в шведском городе Бирке, выполненные из золотой и серебряной проволоки [15]. Височные кольца с узелковыми бусинками второй четверти XI века из Новгорода и Суздаля, сплетённые из тонкой бронзовой проволоки, являются копией нитки с тремя узелками из четырёх петель (рис. 2: 6). Для изделий использован специальный вид металлической нити со спиральной плотной обкруткой одним концом вокруг второго конца. Жёсткая нить очень хорошо держит форму узлов и демонстрирует красоту сложных переплетений. Вероятно, это древняя технология, так как отпечатки шнуров на керамических сосудах, выполненных таким способом, на территории Восточной Европы относятся к бронзовому веку.

В руском народном костюме «плоский» узел использовался в вышивке в упрощённом виде с сохранением внешнего абриса и утратой переплетений внутри узла. На оплечье женской рубахи (Архангельская губ., конец XIX) место наложения нитей показано зигзагообразной линией (рис. 2: 7). В вышивке концов девичьего головного убора форма узла сохранилась лучше, и реконструируется с выходящими из центра концами нитей (рис 2: 8,9).

Рисунок 2. «Плоский» узел или узел «Жозефина»: 1 – заставка Евангелия, Древняя Русь, XII–XIII вв.; 2 – рисунок плоского узла нанесён на копыл саней, Новгород, XII в.; 3 – рисунок переплетения «плоского» узла из четырёх петель; 4 – пуговица, Новгород, войлок, XIV в.; 5 – застёжка воротничка, Древний Суздаль, XII в.; 6 – трёхбусинные височные кольца, Древняя Русь, XI в.; 7, – оплечье женской рубахи, Архангельская губ., вт. пол. XIX в.;

8, 9 – вышивка концов девичьего головного убора и прорисовка переплетения узла, Тамбовская губ., первая пол. XIX в.; 10 – узор пояса, работа современного автора, Псков.

Знак «ромб и два овала»: 11 – браслет, Старая Рязань, XIII в.; 12, 14 – ложечки, Новгород, дерево, кость. XIII, XI в.; 13, 15 –. семилопастное височное кольцо и подвески, курганы вятичей, XII–XIII вв.; 16 – оплечье женской рубахи, Олонецкая губ., конец XIX–начало XXвв; 17 –. оплечье женской рубахи, Архангельская губ., вт. пол. XIX в.

Это всё те же обереги-украшения, прошедшие на протяжении веков длительный путь приспособления к новой технологии. На работе современного автора среди набора знаков представлен стилизованный «плоский» узел (рис. 2: 10).

Знак, соединяющий ромб или круг с двумя пересекающими его овалами, один из основных элементов декора древнеруских русальных браслетов XIII в, не привлекал пристального внимания исследователей (рис. 2: 11). Его можно отнести по классификации предложенной для новгородских плетёных узоров А.К. Елкиной к мотиву — «закрепление кольца» [5]. Вероятно, если одна замкнутая линия науза считалась сильным охранительным средством, то данный знак, состоящий из трёх замкнутых элементов, выражал тройную защиту.

Ромбы – это старинные символы земного и женского плодородия в изобразительном искусстве. Ещё в неолите и энеолите ромбами украшали нижнюю часть фигурок Богини-матери. А.К. Амброз считает, что все ромбы образуют одну большую группу родственных между собою символов. Разнообразие символов культа земли, по-видимому, передаёт различные смысловые оттенки. Значение простого ромба – символ женского начала в природе, знак земли. Ромб, пересечённый линиями, – знак вспаханного и засеянного поля. Ромб с крючками – символ плодоносящего поля [1, с. 18-19]. В этом ряду знаков: поле, поле засеяно, поле плодоносит, не хватает одного звена – символа опыления. Можно предположить, что ромб с крестом из овалов являлся таким символом, обозначающим соединение женского и мужского начал. Б.А. Рыбаков связывает изображение ромба с овалами с магией плодородия [12, с. 735].

Мотив креста, образованного из пересечения двух колец и круга использован для декора ложечки XIII в. из Новгорода, височных семилопастных колец вятичских женщин из курганов XII–XIII веков, что подтверждает его выражение как идеи плодородия (рис. 2: 12,13). Но также использовался и символ пересечения двух овалов без переплетения с ромбом: двойной знак на ложечке XI в. из Новгорода, подвески из курганов вятичей (рис. 2: 14,15). В плетёном варианте этот символ обнаружен в половецком кургане из Запорожской области на реке Чингул. Декор византийского кафтана XII в. состоит из рядов вышитых медальонов с головками ангелов [14]. Промежутки между миниатюрами оформлены узороми из двух овалов переплетающихся с перекрещенными под прямым углом шнурами. Рисунок, выполненный из плетёных шнуров, является скорее аппликацией на ткани, чем вышивкой.

Устанавливается связь между знаком из двух перекрещенных овалов и ромба с текстильным орнаментом вышивки оплечья олонецкой женской рубахи (рис. 2: 16). Элемент вышивки содержит остатки переплетения колец с ромбом, который большей частью утрачен. На вышивке оплечья женской рубахи из Архангельской губернии этот мотив сохранился значительно лучше (рис. 2: 17). Орнамент состоит из чередующихся мотивов ромба с двумя овалами и схематичных изображений «плоских» узлов. При введении разрывов в места переплетений при переносе знака на ткань мог возникнуть новый орнамент в виде свастики с отростками.

Свастика (санскрит svastika) символ встречающийся во многих культурах и цивилизациях. Некоторые исследователи, анализируя вариации свастики, выводят типологический ряд изменения орнаментов, включая в него крест в виде двух переплетённых овалов [1, с. 16, рис. 2: 74,75; 7, с.102, рис. 22: 38,39]. Следует также отметить, что в магической практике Китая используется узел, имеющий четыре разнонаправленных конца, который носит название «свастика». На данный момент вопрос о происхождении знака свастики от узелкового мотива остаётся открытым.

В декоре руского народного костюма отражена языческая магическо-заклинательная символика плодородия. Наличие узлов-знаков на одежде имеет глубокие корни в исторических культурных пластах. Исследователями отмечается постепенное исчезновение ювелирных изделий в славянских захоронениях XI–XII веков, на основе чего был сделан вывод о переходе узорочья в ткачество и вышивку костюма. Возникновение новых геометрических символов было невозможно ни в эпоху средневековья, ни в последующее время. Рисунки вышивок XIX–XX вв. демонстрируют древние геометрические символы, соединённые с образами, возникшими в последующие эпохи: с антропоморфными и зооморфными фигурами, жанровыми сценами, мотивами из городского быта.

Создание орнаментальных текстильных мотивов в руском народном костюме относится к этапу упрощения и деформации формы знаков. Исследователями не однократно отмечалось, что первоначальная семантика сложных древних сюжетов забыта. Мастерицы в XIX – начале XX веков давали древним мотивам собственные названия, часто основанные на зрительных ассоциациях. Трансформация узелков-знаков при переносе на ткань заключалась в последовательном изменении формы: геометризации мотивов; условной передачей переплетений при помощи разрывов нитей; утрате переплетений с сохранением формы узлов; деформации внешнего вида узлов. Анализ текстильной орнаментики позволил выявить орнаменты, являющиеся интерпретацией узелкового плетения. Превращаясь в орнамент знаки, постепенно утрачивали своё значение, смысл их терялся, форма упрощалась. Большей частью они сохраняют внешнюю форму узелковых мотивов, хотя и утратили систему переплетений. Проведённое исследование позволяет выдвинуть предположение, что узлы-обереги присутствуют в орнаментике руского народного костюма.

Савенкова Марина Михайловна. Кандидат искусствоведения, доцент. Доцент Воронежского государственного педагогического университета. ФГБОУ ВО ВГПУ. Г. Воронеж.

 

Литература:

1. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (Ромб с крючками) // СА, 1965, № 3. – С. 14-27.

2. Амброз А.К. О символике руской крестьянской вышивки архаического типа // CA, 1966, – № 1. – С. 61-76.

3. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов/ пер. с англ. Л. Бубенкова. – М.: Ориенталия, 2011. – 428 с.

4. Елеонская Е.И. Сказка, заговор и колдовство в России. – М.: Индрик, 1994. – 270 с.

5. Елкина А.К. Исторические и теоретические принципы построения плетеного орнамента // Художественное наследие. ВНИИР. – 1983. – № 8(38) . – С. 56-74.

6. Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора. – М.: КомКнига, 2007. – 200 с.

7. Кутенков П. И. Великоруская женская сряда (одежда). Сядемская и Вяземская крестьянские родовые культуры (середина 19-начало 20-го в.): Книга 1. Часть 1. – СПб.: Факультет филологии и искусств СанктПетербургского государственного университета, 2010. – 176 с.

8. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура – М.: Индрик, 2002. – 336 с.

9. Лузгин А.С., Рогачев В.И, Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учебное пособие. – Саранск.: Мордовское кн. Из-во, 2005. – 88 с.

10. Мифы народов мира: энциклопедия. – Т.1 / гл. ред. Токарев С.А. – М.: Российская энциклопедия, 1997. – 671 с.

11. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. – М: Изобразит. искусство, 1983. – 344 с.

12. Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 782 с.

13. Савенкова М.М. Узелковое плетение в магической практике славян // Известия ВГПУ. – Воронеж: Из-во ВГПУ, 2014. – №1 (262). – С. 229-234.

14. Отрощенко В.В., Рассамакiн Ю.Я. Половецькиї комплекс Чингульского кургану // Археологiя. № 53. – Київ, 1986. – С. 14-36.

15. Geijer A. Birka III – Die Textielfunde aus den Gräbern. – Uppsala: Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien, 1938. 

Скачать книгу Краснова И. П. "Наузы - славянские обереги"


Статьи, которые могут быть интересны: 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.