Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

08.02.2011 Живые сажени и стандартный метр

О необычных и весьма полезных особенностях древнего зодчества

Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания. И любая, самая древняя мудрость проверяется ими просто - применима ли она в деле? Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. Если что-то использовали в строительстве, то только то, что было действительно необходимо. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые. Как же удавалось мастерам древности создавать эти великолепные пропорции, не зная о дробях, корнях, логарифмах, не имея современных геодезических приборов? В чем тут секрет?

Почему саженей было много? 

В «Сказании о Соломоне и Китоврасе» премудрый царь Соломон, задумав создать храм, пригласил к себе зодчего Китовраса: «Не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертания святая святых». Китоврас, зная заранее, для чего он призван царем, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер. «Он же (Китоврас), умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонился и поверже пруты пред царем молча».

Именно по 4 локтя имели в себе древние сажени. В сказании точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина - в другой, высота - в третьей, внутренние размеры - в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины. Что за странная метода?

В каждой местности были свои сажени - черниговские, московские, новгородские... Любой знающий мастер мог изобрести не одну персональную сажень. Директивно она не являлась неизменным инструментом, и, что особенно необычно, сажени были несоразмерны друг другу.

Сегодня весь мир обходится одним метром - стандартизованным, но исключительно измерительным инструментом. И больше метр ни на что не годится. А система саженей создавалась для соизмерений. Задавая один размер - чаще всего, высоту, - зодчий уже имел набор возможных размеров для длины и ширины, из которых ему необходимо было выбрать тот, который соответствовал случаю и его творческому чутью. Но при любом его выборе пропорции здания оказывались в пределах «золотых».

Золото Древней Руси 

До работ известного архитектора А.Пилецкого считалось, что церковная сажень имеет в основе древнеримские пассы, греческая - греческие оргии, великая сажень - шведский межевой локоть, а царская - египетский царский локоть... Иными словами, народ России был не способен ввести единый измерительный инструмент и потому бессознательно собирал и диспропорционально использовал знания, наработанные соседними народами. С этих позиций даже предположение о существовании строгой пропорциональной системы древнерусских саженей казалось невероятным.

Однако Пилецкому удалось установить системную зависимость между саженями Древней Руси, которую он условно назвал «Древнеруским Всемером». Получилась, своего рода, числовая матрица, которая показала, что все древнеруские сажени кратны «золотой пропорции». Это однозначно демонстрирует надуманность рассуждений о случайных заимствованиях измерительных инструментов. Древнеруские зодчие необоснованных или случайных размеров не допускали.

Если быть точным, то отношения саженей между собой оказываются «обобщенно золотыми» или вурфными. Вурф связывает не два, как золотое сечение, а три параметра посредством формулы W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с).

С.Петухов исследовал изменение пропорциональности структур тела человека в процессе его роста с использованием «вурфных» пропорций и обнаружил, что отношение, например, длин стопы, голени и бедра с возрастом меняется, а вурф остается постоянным и равным «золотому вурфу» - 1,309. Это приводит к тому, что тело человека, меняя с возрастом свои пропорции, остается всегда гармоничным и красивым.

Проектируя здание, мы вычерчиваем его виды с трех сторон и даже можем добиться, чтобы с этих сторон оно выглядело гармоничным, но стоит только сменить точку и угол зрения - и сооружение становится тяжеловесным и уродливым. Вместе с тем, обычная березка красива с любого направления и расстояния - и секрет в том, что она устроена природой с использованием «золотых» вурфных пропорций.

Как показал А.Пилецкий, древнеруские зодчие были не просто знакомы с существованием вурфов, но и в своей повседневной работе постоянно использовали их, просто потому, что их измерительные инструменты были устроены именно по такому принципу. Если же пропорции окружающих нас произведений архитектуры случайны, как в большинстве современных сооружений, то такая среда, не обладающая ни одной из групп характеристических симметрий человека, не воспринимается им, а нередко отвергается. В этом - корень неблагоприятного психофизического воздействия среды на человека, а не только в том, что жилые дома представляют собой набор однотипных «коробок».

Живые фигуры 

При посещении храма не покидает ощущение, что помещение живое, а в обычном, стандартном помещении мы этого состояния не улавливаем. В чем тут дело?

Как отмечает геометр А.Черняев, построенное в руских саженях помещение, даже кажущееся квадратным, все же квадратом быть не может. И когда мы скользим по нему взглядом, то не обнаруживаем симметричной строгости, хотя суммарные пропорции каждого угла помещения остаются неизменными. От движения глаз помещение оживает, меняя свои визуальные размеры. Живая фигура, например, квадрат - это переходная граница, отделяющая восприятие квадрата от прямоугольника, такая фигура, которая еще не квадрат, но уже и не прямоугольник. В старых помещениях строгой параллельности никогда не было - всюду имелись живительные углы наклона.

Когда параметры помещения кратны какой-то величине (что и происходит в строго параллельных, симметричных - мертвых помещениях), в нем возникает стоячая волна. Забавные фигуры Лиссажу на экране осциллографа есть пример такой стоячей волны. Волна эта негативная, поскольку содержит не весь изначальный спектр частот, а только избранные гармоники, не совпадающие с частотами человеческого организма. В помещениях, построенных по руским саженям, никакой кратности нет, ибо сами сажени ее не имеют. Они всегда выражаются друг через друга иррациональным числом. На экране осциллографа в таких случаях кривая остается незамкнутой, и волна распределяется на весь объем. Помещение перестает быть фильтром-резонатором нескольких гармоник и наполняется теми волнами - звуковыми, электромагнитными и др., которые излучает сам человек и которые для него благостны.

Зодчий Древней Руси, разумеется, не вычислял «золотые пропорции». Имея «Всемер», зодчий выбирал соизмеримость саженей по правилу групп, в которые они были сведены. Само следование методике позволяло получать красивое сопряжение пропорций, гармонию, соответствие золотому числу.

Начинать от Бога! 

Свои строения мы сегодня проектируем, отсчитывая от земли, в прошлом, наоборот, любое сооружение строилось с высоты. От Бога! Высота определялась от верха креста, и только потом задавались ширина и длина. Кроме того, священный объект по каждой координате имел два размера: один - мирской, а другой - скрытый, сакральный. Длина церкви Параскевы Пятницы равна 21,1 метра, или 12 саженей народных (по 1,76 м), но это также 14 саженей простых (семь сдвоенных саженей по 1,508 х 2).

В мирском варианте учитывалось четное количество каких-то саженей - 12, 14, 16. А сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь - число Христа, священное, сакральное число.

Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или церковью Параскевы Пятницы в Новгороде, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.

«Русский Всемер»

Человек хорошо запоминает не более семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал. А потому надежная и секретная передача «Всемера» из поколения в поколение была возможна лишь в том случае, если он был зафиксирован на каком-нибудь - пусть даже относительно недолговечном - железном или деревянном носителе. В 1970 году при раскопках в Новгороде в слоях начала XIII века были найдены части деревянного мерила - два четырехгранных еловых бруска размерами 28x36 мм в поперечнике и длиной 22 и 32 сантиметра, плотно складывающихся воедино. Три грани бруска размечены клетками трех различных длин, пропорциональных различным саженям. По мнению академика Б.А.Рыбакова, это означает, что перед нами - расчетный архитектурный инструмент, что-то вроде древнейшей логарифмической линейки. Задавая по одной шкале высоту в одной из саженей, мы автоматически получаем «сопряженные» размеры для длины и ширины в других саженях.

Храм Соломона и Египетские пирамиды

Древнеруские зодчие пользовались удивительной системой саженей. Но кто же ее изобрел, кто связал так элегантно и гармонично знания о природе пространства, родной планете (сажени отражают размеры Земли), живой природе и человеке, что они все «влезли» на кусочек дерева, именуемый «Русским Всемером»? Как далеко в древность прослеживаются элементы системы саженей? Оказывается, очень далеко.

При планировке Иерусалимского храма нашли применение семь разных, бытовавших впоследствии на Руси саженей. То есть зодчий храма имел под руками инструмент, подобный новгородскому мерилу.

В начале XX в. археологическая экспедиция под руководством Дж. Квибелла вскрыла в Саккаре (Египет) погребальное сооружение, в котором был захоронен вельможа по имени Хеси-Ра, живший во времена фараона Джосера, начавшего строительство первой пирамиды. В гробнице находилось 11 деревянных панелей, покрытых с фронтальной поверхности великолепной резьбой. Изображенные на панелях жезлы сановника и трости (на разных панелях они различной длины) имеют размеры, совпадающие с размерами шести древнеруских саженей. Одна из самых интригующих для ученых загадок египетских пирамид - загадка мерных инструментов, с помощью которых строили в Древнем Египте. Изумительная точность возведения пирамид свидетельствует о наличии у строителей совершенных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Однако в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, что, скорее всего, свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнеруской системы измерительных инструментов. К примеру, в структуре параметров пирамиды Хеопса было использовано десять древнеруских саженей.

Видимо, Русь сохранила измерительную систему, которая была единой для древнего мира. Кто и когда ее создал? Волхвы Руси, жрецы Египта или друиды кельтов? Скорее всего, даже они унаследовали ее от каких-то более древних сведущих предшественников.

Как исчезли сажени 

Наша древняя измерительная система стала портиться со времен Петра I, который рускую казенную сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. Изначально она равнялась 217,6 сантиметра, но при великом реформаторе она сократилась до 213,3 сантиметра. В казенную сажень уложили семь английских футов. К началу XIX века только в церковном строительстве сохранилась исконная древнеруская система сажень. Сейчас же церковь строит, как и все прочие, используя метрическую систему измерения.

Итоги и перспективы

Итак, мы обладаем инструментом сказочных возможностей. С помощью руской матрицы и «Всемера» мы можем создавать любые объекты в рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси.
Если говорить о сегодняшнем дне строительной отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии. Но разве фирмы, занимающиеся возведением частных домов и коттеджей по индивидуальным проектам, не имеют возможности внедрить систему руских саженей уже сейчас и получить уникальный опыт и уникальные здания, которые будут радовать глаз снаружи и наполнять благодатью изнутри, ну и, разумеется, получать за это достойную оплату?! Это все к вопросу о практичности.

 

Источник


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.