Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

05.11.2019 Коромысло – искусство баланса

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит. Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде - завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.


Самуил Маршак

Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…

Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.

  • Когда только идёшь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой.
  • Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
  • Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды или выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину.
  • Порой воду приходилось носить на дальние расстояния. И чтобы было не так тяжело нести вёдра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое.

Прежде считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих…

Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?

За водой с коромыслом ходила девица.
Целый век - не могу на неё надивиться:
Эко статно ступает, воды не плеская,
Глаз лаская, - архангельская ли, тверская.

А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.

Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…

Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.

Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло. 

Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…

Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.

Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.

Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.

В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.

Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.

Коромысло – предмет со смыслом

Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.

Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница  черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.

Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.

С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.

Почему баланс – женская задача?

Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.

Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.

Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.

Да, брались, да только не брались за коромысло, - не мужская это задача. Им гораздо проще взять вёдра в руки, чем заморачиваться с «лебединой походкой», стараясь не расплескать воду.

Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…

А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:


Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии»

Г.Л.Чайников "Май"

Алексей Венецианов "Встреча у колодца"

К.Маковский "Девушка с коромыслом"

Н.А.Касаткин "Соперницы"

Ф.А.Малявин "Женщина с коромыслом"

К.Васильев «У колодца»

И. Рязанова "Морозко"

© Методический центр «Древо Рода»


Другие статьи по теме «Руская изба»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.