Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

Контактный телефон

8 (916) 806-79-81

Поделиться с друзьями

Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку

Каталог товаров

Как оплатить

Гусли 24.04.2015

Кто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный руский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.

Истоки

Трудно говорить что-либо определённое о происхождении гуслей и их появлении. Складывается впечатление, что они сопровождают жизнь человека с незапамятных времен. Однако, если стремиться к точности, то нужно говорить о сложной и разветвленной истории струнных инструментов, прародителем которых был, вероятно, охотничий или боевой лук с его тетивой-струной. От него пошли не только щипковые инструменты без грифа, такие как арфа и гусли, но и инструменты с грифом, позволяющим регулировать длину струн - щипковые (как, скажем, гитара), и смычковые (скрипка), и, наконец, клавишные - вплоть до фортепиано. Но и сами гусли за многие века своего существования у разных народов претерпели многочисленные и разнообразные изменения.

Существующие сейчас у разных народов гусли и их ближайшие родственники весьма различаются и формой, и числом струн, и положением во время игры, и способами звукоизвлечения. Словом "гусли", общим для славянских языков, на протяжении веков назывались разные музыкальные инструменты. "В наиболее древних славянских памятниках слово гусли иногда употребляется для обозначения музыкальных орудий вообще, в самом широком смысле этого слова, чаще же - именно как родовое название для струнных инструментов" (Фаминцын 1890, 5). В руском языке это название в конечном счёте закрепилось за особым родом струнных, имеющих ряд конструктивных особенностей и связанных с ними особенностях звукоизвлечения. "Гусли" - множественное число от слова "гусль" (струна), которое, в свою очередь, происходит от "густи" (гудеть), имеющее общую основу "гу / го" с широким кругом слов, обозначающих звуковые явления (гудеть, гукать, голос и т.д.). Тем же словом с небольшими фонетическими различиями пользуются и другие славянские народы, иногда, правда, для обозначения струнных инструментов, сильно отличающихся от руских гуслей (так, например, у сербов и хорватов это однострунный смычковый инструмент, а у западных славян - род скрипки или мандолины). И, наоборот. Тот же самый в основных чертах инструмент называется у разных народов по-разному: иногда это явно переиначенное руское слово ("гусля" у татар, "кюсля" у марийцев, "кесле" у чувашей), в других случаях - слова иных корней, как, например, удмуртский "крезь", кавказский и ближневосточный "канун" от слова "канон" (правило). Нельзя определённо указать и время появления гуслей у восточных славян. Первое упоминание о гуслях на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка, ни один воскресный княжеский пир не обходился без певца-гусляра.

В Новгороде было найдено много крыловидных гуслей XIII века, почти все с четырьмя струнами. Шлемовидные гусли были у Бояна, легендарного песнопевца из "Слова о полку Игореве", который "не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые". Такие же гусли изображались на иконах и фресках XIV века. Шлемовидные гусли, более сложные, были принадлежностью профессиональных музыкантов и певцов-сказителей.

Простые же, крыловидные гусли, были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки.

Игра на столовидных гуслях (Фаминцын 1890)

Крестьянские гусли были четырёх-, пяти- и семиструнными. В царствование первых Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, мы встречаем гусли и в руках скоморохов, и в крестьянском быту, и в домах москвичей. В городском быту того времени гусли играют ту же роль, что и в современной жизни фортепиано. Там и возникла новая форма гуслей: шлемовидные гусли были заключены в прямоугольный ящик и поставлены на ножки, эти гусли называются "столовидными" или просто "щипковыми" (потому что на них играли "щипком" - в отличие от "звончатых" гуслей, на которых играли "бряцанием").

Крыловидные 6-струнные гусли долбленые.
Новгородская обл. (реконструкция) 

В отличие же от завозимой из Европы арфы их иногда называли ещё "лежачей" или "горизонтальной арфой". В ту пору различия в быту между городом и деревней, между знатью и крестьянством были ещё не очень велики. В XVII-XVIII веках при дворе руских царей на вечерах и приемах пели руские песни и водили хороводы под гусли точно так же, как это делала молодёжь в деревнях. Есть свидетельство, что ещё и в петровское время лирические песни пелись под сопровождение столовидных гуслей. Но европеизируемая Петром Первым Россия начинала всё дольше петь и играть на новый, европейский лад. Впрочем, эти перемены в формах досуга, в том числе музицирования, затрагивали почти исключительно горожан высших классов - городские низы и крестьянство ещё долго оставались верны простейшим крыловидным гуслям. В дворянских же домах и при дворе с середины XVIII века, при Елизавете Петровне и особенно при Екатерине II входят в моду западноевропейские инструменты - арфа, позднее клавесин, клавикорды, ещё позднее фортепиано. Меняется и исполняемая музыка: гусельные мелодии перекладывают на новые инструменты, исполняют произведения иностранцев, сочиняют своё им в подражание. Появляется новый вид музицирования - сентиментальный городской романс в сопровождении щипковых гуслей.

Завезённые с Запада инструменты теснят "доморощенные" гусли. Но любители гуслей не сдаются, они развивают национальный инструмент (таким развитием было и появление столовидных гуслей), пишут для него музыку, что наглядно показывает "равноправие" и взаимозаменимость гуслей и их западных соперников. Характерной фигурой в этом плане был виртуоз В.Ф.Трутовский, служивший придворным гусляром при дворе Екатерины II. Он первым издал сборник руских народных песен для исполнения в сопровождении столовидных гуслей или фортепиано. Это способствовало сохранению и даже распространению гусельной игры в домашнем быту. Вот что пишет о гуслях употреблявшихся в барских домах в Петербурге 60-х годах XVIII века современник, профессор исторического класса Императорской Академии Наук Якоб Штелин: "Гусли или лежачая арфа по устройству, виду и величине совершенно сходны с обыкновенным клавиром (клавикордами) <…>. На медных струнах, натянутых в гуслях, как у клавира и прикрепленных к железным колкам, иногда настроенных уже и в полутонах, играют пальцами обеих рук: пальцы касаются струн, или рвут их. При соблюдении во время игры попеременного Piano и Forte, что имеет место в исполнении лучших игроков, звук гуслей бывает действительно весьма приятный, полный и издали сходствует с органным регистром закрытых труб. Вследствие того гусли употребляются во многих знатных домах для застольной музыки и производят такой же эффект, как совокупность трёх или четырёх инструментов; они превосходят лучший клавесин, издавая более продолжительный и шире раздающийся тон. Притом же многие руские мастера или гуслисты ныне до того усовершенствовали свою игру, что с большою беглостью и приятностью, в полных аккордах, исполняют новейшие итальянские произведения: театральные балеты, оперныя арии и целыя партиты" (цит. по Фаминцын, 1890, 106). Вообще, в музыкальной жизни XVIII века и первой половины XIX любительское музицирование играло определяющую роль. Мгновенно разошлись изданные в 1802 году самоучитель игры на гуслях М.Померанцева и в 1808 году "Новейшая полная школа и самоучитель для щипковых гуслей" Ф.Кушенова-Дмитревского.

Столовидными гуслями охотно пользовались регенты. До середины XIX века гусли ещё активно бытуют. В крестьянской же среде, особенно на Севере, своей жизнью живёт и развивается былинное сказительство. Известны две заонежских традиции исполнения былин; они прослеживаются от XVII века до наших дней. Первая идёт от Ильи Елустафьева, передавшего своё знание четырём известным сказителям, среди которых был и знаменитый Трофим Рябинин. Вторая - от Конона Саввиновича Неклюдина; она обрела многочисленных последователей, в том числе и женщин, и также дожила до наших дней. Сказители были очень популярны среди крестьян; целые волости в несколько тысяч людей приглашали к себе сказителей и слушали их, затаив дыхание. Старины (былины) исполнялись во время больших пеших переходов, при дальнем плаванье на лодках, за долгой ручной работой. Промысловая рыбацкая артель или охотничья зимовка старалась залучить к себе "старинщика".

Громкую известность имел в XVIII веке гусельщик Михайло Слепой. Гусли у него были треугольные, в двенадцать струн. Спустя несколько десятилетий после его смерти о нём говорили: "Эдакого певца с гуслями не бывало, да и не будет ещё сто годов, а память Михайлы не забудется". Несмотря на свою слепоту, Михайло обошёл много земель, бывал даже в Петербурге и, к счастью, имел учеников, которые несли дальше гусельное искусство. Один из учеников Михайлы, Трифон Злобин, был слаб зрением и заикался. Но, когда пел былину, обнаруживал чудесный голос и мастерское исполнение: "И в умах нет, что поёт заика", - говорили про него. Он был ещё и большим книжником, и, когда кто-то "плохо разбирал в книге", ему говорили: "Ступай к Трифону, он лучше знает, даром что подслеповатый". Часто сказители прекрасно владели присказками, присловьями, поговорками. Далеко за пределы севера шагнула слава Василия Щеголенка (XIX век), который был ещё и блестящим импровизатором. В 70-х годах XIX века его старины были записаны и опубликованы (Громыко, 1991, 191-203).

А.М.Горький и С.Г.Скиталец (Петров) с гуслями

Конец XIX - начало XX веков - это время, когда инициативу в гусельном деле начинает брать на себя городская, интеллигентская культура. Это проявляется и в записи былин и духовных стихов (записи текстов и нотной фиксации мелодий, и в появлении концертного исполнительства на народных инструментах. В том числе и на гуслях, и в техническом усовершенствовании гуслей ради расширения их музыкальных возможностей и большего удобства исполнения. К началу XX века В.В.Андреев создаёт "Великорусский оркестр" народных инструментов, для которого Н.П.Фоминым на основе щипковых гуслей были сконструированы клавишные хроматические гусли. На основе крыловидных звончатых гуслей Н.И.Привалов и О.У.Смоленский создают семейство из пикколо, примы, альта и баса. Привалову принадлежит и самоучитель игры на гуслях звончатых (Привалов, 1903). Смоленский же, помимо исполнительской деятельности, преподавал в безплатных музыкально-хоровых классах и воспитал множество гусляров. Среди его учеников был и Н.Н.Голосов, обучивший в свою очередь П.Е.Шалимова, так зарождалась петербургско-ленинградская школа гусельного мастерства. Продолжает жить и традиция сольного исполнения песен под портативные наколенные гусли.

Большой популярностью у предреволюционной интеллигентной публики пользовался поэт и музыкант-гусляр С.Г.Скиталец, об игре которого восторженно писал М.Горький. В советское время гремело имя М.Северского - исполнителя сказаний и песен под аккомпанемент наколенных щипковых гуслей. Он возродил исполнение "слова о полку Игореве". Гусли пережили революцию и послереволюционную разруху.

Уникальным явлением в довоенном Ленинграде стало образование целого куста инструментальных гусельных ансамблей, вдохновителем, руководителем и учителем которых явился П.Е.Шалимов, в этих ансамблях выросли замечательные солисты-гусляры В.П.Беляевский, Д.Б.Локшин, В.Н.Тихов.

От В.П.Беляевского пошла Московская школа искусства игры на крыловидных гуслях, последователями которой стали Ю.Т.Евтушенко, Л.Я.Жук и другие.

Продолжателями петербургской школы стали В.Н.Тихов, В.В.Кричевский (в г.Пскове), И.Н.Ершова, К.А.Шаханов и др.

Самобытность личности Д.Локшина привела к созданию нового стиля общения с гуслями: полифоничность музыкального мышления и слышанья привели его к усовершенствованию шлемовидных гуслей, что расширило игровые возможности инструмента.

Его последователями стали Л.А.Басурманова, Ю.А.Стрельников, Е.М.Комарницкая и другие. Д.Локшиным были усовершенствованы и клавишные гусли. Здесь его преемником стал много сделавший для возрождения песенно-былинного жанра Г.И.Лавров.

Возрождение щипковых (столовидных) гуслей связано с именем В.Н.Городовской, которая в 40-е годы XX века вывела их на концертную эстраду, значительно пополнила репертуар собственными произведениями, создала ряд замечательных произведений для дуэта щипковых и клавишных гуслей и тем самым дала жизнь такому виду гусельного ансамбля.

Большой вклад в исследование и пропаганду традиционной народной игры на гуслях внесли А.М.Мехнецов, возглавляющий фольклорно-этнографический центр в СанктПетербурге, и В.И.Поветкин, организовавший Центр музыкальных древностей в Новгороде Великом.

Наконец, наряду с концертным гусельным исполнительством, наряду с сохраняющимся кое-где на Севере остатками традиционного крестьянского сказительства, появляется и нечто одновременно и старое, и небывалое: гусляры городской выучки становятся странствующими сказителями-песнопевцами былин и духовных стихов - новыми "каликами перехожими". Неслучайно, что этим словом, "Калики", назвали своё содружество певцов-гусляров Ю.Стрельников, Г.Лавров, А.Байкалец и В.Суздалец (Гаранин).

Грохот современно звучащей жизни, ставший едва выносимым - рёвы моторов, скрежет металла, навязчивость механически усиленного микрофонного звука на концертах и в их телевизионном воспроизведении - уже привели к тому, что мы отключаем свой слух, как бы отворачиваемся от этого ужаса, "закрываем глаза" на эту проблему. Или, что ещё хуже, - привыкаем, смиряемся, приспосабливаемся, калеча свои слух и душу. Может быть, поэтому нас так притягивает и поражает живой, обворожительный, тихий и чистый звук.

Настройка

Нюансов в изготовлении гуслей довольно много, однако никогда не следует бояться пробовать этим заняться. Научиться играть на них легче, чем на гитаре, так как на пальцах не остаются водяные мозоли – дело в том, что струны не прижимаются, а руки лишь слегка касаются их. На гуслях невозможно сфальшивить, они находятся в минорном и мажорном ладу. Струны на этом инструменте разной длины, и каждая входит в резонанс с соответствующей жилой человека. Так слушающий эти звуки ощущает белый свет, живу, прану или Ра – все это синонимы сверхсветлого света, по терминологии физиков. Инструмент настраивает человека таким образом, что в нем пробуждается Родовая память и связь с корнями – мы уже преодолели крайнюю нижнюю точку этого кризиса и сегодня начинается подъем.

Атлас гуслей, их предшественников и ближайшей родни

1. Музыкальный лук с резонатором 

2. Составные луки из Африки (МИМ 2001) 

3. Западноевропейские средневековые псалтыри разной формы и с разным числом струн (Фаминцын 1890)

4. Юноша, играющий на 11-струнной псалтыри. Рисунок из немецкой рукописи Х или ХI в. (Фаминцын 1890) 

5. Царь Давид, играющий на лире. Рисунок из английской рукописи VIII в. (МИМ 2001) 

6. Ангел, играющий палочками или перышками на многострунной псалтыри (Фаминцын 1890)

7. Англо-саксонская лира из захоронения VII в. (МИМ 2001)

8. Руско-литовские гусли-канклес. (Фаминцын 1890)

9. Цитра из Конго (МИМ 2001)

10. Корытообразная цитра из Танзании (МИМ 2001)

11. Гусли звончатые. Начало ХХ в. (Атлас 1963)

12. Гусли крыловидные 11-струнные. (Гусли 2003)

13. Гусли шлемовидные. (Атлас 1963)

14. Гусли звончатые концертные работы Ленинградской мастерской музыкальных инструментов, 1930-е: пикколо (вверху), альт (слева), прима (справа), бас (внизу). (Атлас 1963)

15. Гусли столовидные. (Атлас 1963)

16. Игра на столовидных гуслях (Фаминцын 1890)

17. Гусли конструкции Д.Б.Локшина: (а) клавишные, (б) щипково-звончатые, (в) перекрестные

РУСКИЕ ГУСЛИ

Крыловидные 6-струнные гусли долбленые. Новгородская обл. (реконструкция)

Крыловидные 6-струнные гусли долбленые. Новгородская обл. (реконструкция)

Крыловидные 7-струнные гусли Трофима Ананьева (Лужский уезд). Конец XVII в. (копия)

Шлемовидные гусли крещеных татар, конец XIX - начало XX в. из коллекции В.В.Кошелева (реставрация)

Крыловидные 9-струнные гусли долбленые. Псковская обл. Из коллекции В.В.Кошелева (реконструкция)

Крыловидные 9-струнные гусли долбленые. Псковская обл. Из коллекции В.В.Кошелева (реконструкция)

Детские крыловидные 9-струнные гусли, клееные на раме. Псковская обл. (реконструкция)

Детские крыловидные 9-струнные гусли, клееные на раме. Псковская обл. (реконструкция)

Крыловидные 10-струнные гусли на раме. Псковская обл. (реконструкция)

Крыловидные 10-струнные гусли на раме. Псковская обл. (реконструкция)

Крыловидные 10-струнные долбленые гусли (реконструкция)

13-струнные гусли. Псковская обл. (реконструкция)

Гусли "Словиша" XI в. (копия)

Гудок XVII в. (копия)

Крыловидные 15-струнные гусли

Авторский вариант 50-струнных перекрестных гуслей конструкции Дмитрия Локшина

Сидор Михайлович МИХАЙЛОВ, Псковская область

Татьяна Ильинична БАРИНОВА, Псковская область

 

 

Статья подготовлена на основе собранных Лычковским Василием материалов:

http://sosenkiru.ru/pages/music/index.shtml

http://era-vodoleya.info/viewvideo/1454