Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

09.04.2019 Астрономическая природа знака

Солнечная природа знака объясняет графическое и семантическое родство обозначений времени и температуры (Т), а так же совершенно несходных букв и звуков ф/т [f / t] в именах бога – Фео/Тео/Дао, где знаки «Т» и «прямой крест» – гномон и основные ориентиры пространства-времени (СЮ, ЗВ); дельта Δ – соответствует «летней пирамиде», обращённой вершиной вверх (тень гномона в дни летней половины года), – символу движения вверх и жизни; Ф – полному годовому кругу, в котором проявляются все природные процессы, включая разрушение [4]. 

Методология и методика исследований процессов отражения (и отображения) семиотики природы в семиотике культуры опирается на авторскую навигационную концепцию информационного моделирования мира, основанную на ориентировании в пространстве-времени [3]. 

В любой обитаемой точке земной поверхности, ежедневно, по полуденной (самой короткой) тени, можно определить положение географического меридиана и получить прямой крест, образованный географическими направлениями С, В, Ю, З. В дни равноденствий, так же во всех точках, кроме географических полюсов, Солнце восходит и заходит точно на В и З, а предметы, расположенные на этой линии, на заре покрывают друг друга тенью.

Косой крест (знак умножения, буква «Х»: «икс» в латинице и «ха» в кириллице) образуются на всех широтах тенью восходов /заходов Солнца в дни солнцестояний (рис. 1). Симметричность знака зависит от формы горизонта. Идеальный вариант можно получить на широте 45° – на острове или ладье, окружённых водной гладью. Схему, рассчитанную с помощью астрокалькулятора, в реальности немного искажает рефракция – оптический эффект, который приподнимает диск Солнца над горизонтом и увеличивает продолжительность светлого времени суток – увеличивается угол, обращённый вверх – на графике тени в зимнее солнцестояние, и уменьшается угол на графике, обращённом вниз – тени в летнее солнцестояние. 

Образ косого креста может формироваться так же на основе наклонённого гномона, пронзающего диск (Др. Китай, около I тыс. до н.э.).   

А – зимнее солнцестояние: тени ложатся в северном секторе  площадки,  т.к. восходы/заходы Солнца   имеют место в южной половине  горизонта;

Б – весеннее и осеннее равноденствия: тени образуют линию З-В;  

В – летнее солнцестояние: тени ложатся в южном секторе площадки.  

Рисунок 1. Схема площадей, покрытых тенью (гномон в горизонтальной проекции – точка, стрелка показывает направление на географический север) [4]

Традиция использования крестов для ориентирования в пространстве-времени пришла из глубокой древности и до сих пор хорошо известна. На Севере России установка навигационных крестов перекладиной на север имеет целью помочь найти дорогу попавшим в беду путникам и морякам. Сохраняется так же навигационная функция крестов на православных храмах (в так называемых руских крестах, имеющих вторую наклонную перекладину, на север указывает её приподнятое «плечо», называемое «мерило праведное»). Ещё в начале ХХ в. многодневные маршруты в Вологодской области и на всём Руском Севере проходили от одного храма до другого, и кресты были главным ориентиром, поскольку ось здания в северных районах может иметь разное направление – З-В или С-Ю [2]. 

Известно, что крест на много древнее христианской религии, он широко встречается в искусстве с каменного века, его вариантами являются тау-крест, анх, гамма-крест (свастика, как круговое движение знака «гамма»). Отмечается, что часто «… вертикальная стойка креста символизирует ось мира, а поперечная перекладина – горизонт» [5, с. 3].

Опыт исследований солнечных часов-календарей позволяет сравнить эпитеты «мерило праведное» и древние названия «тот, кто знает» или «непогрешимый гномон», относящийся к его форме, наклоненной на Полярную звезду, и добавить к перечисленным выше навигационным свойствам креста-гномона возможность определения времени по абсолютно прямой его тени – только в полдень не имеющей выступов от перекладин. Однако, сегодня их часто устанавливают по компасу – т.е. ориентируют не на географический, а на магнитный полюс. 

Первые описания солнечных часов в форме «Т» относятся к 1306-1290 до н.э., обнаружены в Египте на стене гробницы Сети I (рис. 2): размеченную планку с Т-образным гномоном устанавливали горизонтально на линии В-З, а в полдень поворачивали на 180°.  

Рисунок 2. Реконструкция солнечных часов по описанию из гробницы Сети I [13]

Мегалитические сооружения в форме «Т» известны как таулы на о-ве Минорка в Средиземном море (возраст 3000 л.). Таулы располагаются в южной части или в центре поселения, достигают высоты 3,7 м и представляют собой вертикальный столб (монолит или несколько камней, друг на друге) перекрытый горизонтальным камнем (который возвышался над земляной насыпью до раскопок и назывался «стол»). Столб обычно окружает U-образная каменная стена. Общие черты всех таул: вход лежит напротив лицевой поверхности каменного памятника; горизонт открыт в южном направлении.

Лучше других сохранились 13 объектов, из них наиболее известны Торре Тренкада, Талати де Дальт, Торреллисса Ноу, Трепуко и Торральба д'эн Салорд (рис. 3).   

Рисунок 3. Торральба д'эн Салорд 39°54’44.99 ″N 4°09’47.89 ″E [8]

В археологических исследованиях такие объекты характеризуются как культовые, с присвоением функций, которые так же трудно доказать, как и опровергнуть, однако, эти сведения безценны и могут подсказать путь для более рациональных интерпретаций. Наибольший интерес представляют результаты палеоастрономических в астроархеологических работ, которые обоснованы наблюдениями и расчётами.

Во время раскопок Торральба д'эн Салорд был найден бронзовый бык. Эта находка подтвердила предположение, что коренное население Менорки прибыло из Крита, где в эпоху Бронзового века Бык играл выдающуюся роль с минойской культуре. В 1967, испанский археолог Дж. Маскаро Пасариус смело предположил, что таула – образ «Бычьего Бога»: вертикальная плита, представляет морду быка, а горизонтальная плита – его рога.

Теория Луны Фена. В 1930 немецкий археолог, исследователь и художник, Вальдемар Фенн, приехал в Менорку и изучил её историю. Он был очарован древней культурой и поселился на острове. Его теория лучше всего объясняет двенадцать из тринадцати неповрежденных таул на острове, но исследователям удалось найти объяснение для единственного исключения.

В начале своих исследований Фенн отметил доисторические точные наскальные изображения созвездий. Это убедило его, что на Менорке он имел дело с культурой, которая развила большой интерес к астрономии.

Гипотеза Фена состояла в том, что если таулы не указывают ни на какую конкретную фиксированную точку в небе, то, возможно, они созданы для объекта в небе, который перемещается. Он начал наблюдать за Луной и получил подтверждение (рис. 4).

Если посмотреть из входа в таулу в декабре, то начало лунного цикла можно зафиксировать, когда полная Луна расположена на левом углу её вершины. В следующем году Луна отклоняется на 1.5° направо от своего положения прошлого года. Через 9 лет луна оказывается на противоположной стороне вершины. Через 18 лет Луна завершает цикл и возвращается в исходное положение. На этой основе, Фен смог объяснить так же количество колонок, окружающих таулу: двенадцать полных колонок плюс одна половина размерной колонки – отображение среднего количества полнолуний за год (12.5). Таким образом, древние люди Менорки более чем 3,500 лет назад могли точно предсказать лунные затмения. Но это означает, что инструменты настроены на цикл Солнца. Остается удивляться, что Фен (или цитирующие его читатели?) не уделил внимания технологии солнечного календаря.     

Рисунок 4. Теория Луны В. Фена [10]

Другая астрономическая теория предполагает, что таулы были ориентированы на яркие звёзды созвездий южный Крест и Альфу и Бету Центавры. Хотя эти группы звёзд больше не видимы в ночном небе Менорки, они были явно видимы по южному горизонту 3,000 лет назад. Это может также объяснить, почему таулы не найдены на соседнем острове Майорка, который является гористым. Когда время прошло, созвездие Центавра перешло в южное полушарие. 1 000 до н.э, эта звёздная группа стала малозаметна на Минорке – это может объяснить, почему таулы были в конечном счёте оставлены [8, 10].

Т-образные мегалиты восточной Турции, в т.ч. на Гебекле-Тепе (более 11000 л.), раскопанном из-под земляной насыпи, очень близки таулам по размерам, форме и положению археологическом комплексе (рис. 5). Гѐбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe – «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм» или «Пупочная гора») – храмовый комплекс, расположенный на юго-востоке Турции (37°13′27.4″N 38°55′17.9″E). Исследователи из технических университетов на основе расчётов показали возможности этого комплекса как астрономической пригоризонтной обсерватории, их связь с циклами звёзд, планет, Луны и Солнца [9].

Т-образные стелы Гебекли-Тепе покрыты высокохудожественными изображениями диких животных, они древнее Стоунхенджа и Египетских пирамид. На склонах некоторых холмов юго-западной Турции насчитываются сотни стел, открывающихся при смыве верхнего слоя земли.

А

Б

Рисунок 5. Гѐбекли-Тепе: А – модель в соотношении с ростом человека и направлением меридиана: Б –  тень мегалитов, расположенных на линии В-З [13]

Петроглиф в форме Т известен на Онежском озере (6000 л) это предмет, изображённый рядом фигурой, наречённой в христианское время Бесом. Предмет, напоминающий по форме и размерам посох или «школьный нивелир», в средние века был дополнен двумя перекладинами, что сделало его похожим на крест, почитаемый христианами. Примечательно, что азимут трещины, рассекающей фигуру Беса, измеренный с учётом магнитного склонения, соответствует восходу Солнца в летнее и заходу – в зимнее солнцестояние. Установка посоха в трещину скалы, в центр выбитого рядом круга или на любую из фигур (зверей, птиц, рыб), расположенных параллельно, позволяет ему выполнять функцию инструмента [3].  

Рисунок 6. Онежские петроглифы, Бес [6]

Применение посоха в качестве солнечных часов-календарей имеет много примеров, а наиболее полное их описание дано в истории оптики и астрономии [7]. К сожалению, богатые такими объектами археологические и этнографические материалы пока не исследованы в этом направлении [1, 11]. 

Прежде всего, внимание привлекает Т-образный предмет, вырезанный из кости и предположительно интерпретированный как шаманская колотушка для бубна. Находка сделана в Оленеостровском могильнике – одном из наиболее значительных археологических памятников Кольского п-ова (рис. 7 А). Ращеп и зарубки на нижней части подсказывают, что этот предмет закреплялся на короткую деревянную рукоять, которая вставлялась в расщеп нижней части предмета. На основании радиокарбонного метода установлена дата примерно 3000 (+/−50) лет назад. 

На одноименном могильнике Онежского озера найдены жезлы – навершия с звериными головками, предположительно устанавливаемые заострённым нижним концом на деревянную основу (рис. 7 Б – голова лося). Возраст захоронений могильника колеблется от 9910±80 л.н. до 6-7 тыс. л.

Наиболее функциональным для использования в качестве гномона следует признать жезл из бивня мамонта, найденный при раскопках палеолитической стоянки Сунгирь около г. Владимир. Возраст 25 000 л. Размер: H–18,5 см, ширина: max – 4,8 см, min – 1 см, толщина – 1,1 см, размер четырёхугольной головки 5 х 4,5 см, d отверстия 2,3 см. Рукоятка «жезла» длиной 14 см имеет овальное сечение, более уплощается к концу, слегка заостряется.

По мнению археологов, «жезл» имел, скорее всего, ритуальное назначение. Археолог О.Н. Бадер назвал этот предмет «своеобразная поясная пряжка». Не отрицая таких вариантов интерпретации, заметим, что навершие с отверстием лучше всего служит задаче ориентирования, т.к. световое пятно намного более чётко различимо, чем тень. Эта технология широко употреблялась кочевыми народами (использование для определения времени луча из дымового отверстия в жилище), нашла применение в Др. Вавилоне и Египте.  

А

Б

В

Рисунок 7. Навершия для посоха: А – «Колотушка», Городской историко-краеведческий музей ЗАТО г. Полярный [12]; Б – жезл шамана, Оленеостровский могильник, Карелия;  В – жезл, стоянка Сунгирь, г. Владимир [13]

Испытания Т-образного гномона в эксперименте. Тень от предмета в форме «Т», обращённого перекладиной на север, симметрична в моменты прохождения Солнца через точки с азимутами 90º и 270º, и только в полдень превращается в прямую линию. В остальное время дня, тень перемещается с запада на восток в форме, напоминающей букву «Г», а её последовательная прорисовка даёт знак свастики. Гномон-посох в форме «Г» («7», «?») даёт такую тень в любое время, кроме полудня. Таким образом, полученные результаты подтвердили навигационное прочтение названия древнего солярного знака, предложенное нами в 2010 г.: сва- «свет» и стик- «палка» [3].

Предпосылки популярности знаков на основе креста. Популярность креста во все времена хорошо согласуется с его инструментальной функцией в ориентировании, играющем главную роль в информационной системе жизнеобеспечения. Она сформировалась в практической жизни, закреплена в народной культуре и воспринята всеми социальными институтами. 

Знаки культуры рассматриваются автором как элементы системы адаптации и как модель географического пространства-времени. При этом, знак представляется отражением не «хаотичной» ландшафтной динамики, а строгих ритмов космоса, не объектов природы (элементов системы), а процессов (связей). Небольшое количество древних знаков и многоаспектность отражённых в них процессов, объясняет их универсальность.

Космическая (солнечная) энергия стала основой знаков-знаний, т.к. обеспечивает около 99% всех процессов в географической оболочке Земли, является основой её структуры – т.е. пространственно-временной организации (включая воспроизводство возобновляемых ресурсов и работу световой сигнальной системы, определяющей последовательность – порядок пространства и его ритмов). Попытки понять систему знаков в отрыве от надсистемы-Природы, практикуемые в современной семиотике культуры, по своей сути противоречат системному подходу. 

Для установления связи Космоса и знаний-знаков достаточно чувственно-образного восприятия, не говоря уже об абстрактном мышлении, которое, возможно, и создавалось на основе инструментов графических знаков – абстрактных по форме и конкретных по заложенной в них объективной информации о географическом пространстве-времени и состоянии ландшафта. 

На основе исследований астрономической природы знаков можно предположить, что древнее сознание характеризует изначальный космизм, и наш далёкий предок мыслил процессами, а не предметами. По этой причине нам трудно его понять, …но, – возможно. 

Паранина Алина Николаевна. Кандидат географических наук, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. С. Петербург.

Паранин Роман Викторович. Студент РГПУ им. А.И. Герцена. С. Петербург.

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры». С-Петербург, 2016

 

Литература

1. Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник / МИА. – М., 1956.  №  47. – 430 с.

2.  Никитинский И.Ф. К вопросу о символике русского креста // Ферапонтовские чтения. 2004-2006. Выпуск 1. История и культура монастырей Русского Севера. – Ферапонтово, 2007. – С. 227-231.

3. Паранина Г.Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. – СПб:  Астерион, 2010. – 123 с.

4. Паранина А.Н., Паранин Р.В. Знак как отображение географического пространства-времени: возможности междисциплинарных исследований. / Общество. Среда. Развитие. №3 (40). 2016. –  С. 95-101.

5. Пивоваров Д.В., Андрусенко В.А., Донковцев Г.П. Религиозная символика. – Оренбург: книж. изд-во, 1995. – 24 с.

6. Саватеев Ю.А. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). – Петрозаводск, 2007. – 464 с. 

7. Стафеев С.К., Томилин М.Е. Пять тысячелетий оптики: предыстория. – СПб.: Политехника, 2006. – 304 с.

8. Jim H. History of the Megalithic Taulas of Menorca Archaeology October 14, 2013 http://www.historicmysteries.com/taulas-menorca/

9. Lorenzis A.D., Orofino V. New possible astronomic aligments at megalithic site of Gobekli Tepe, Turkey./ Archaeological Discovery (AD) 2015, 3. – Р . 40-50.

10. http://www.menorca.org/es/arqueologia-de-menorca/torralbasalord-menorca.html 11. http://historyntagil.ru/books/11_23_04.htm Герасименко А.А. Навершия шаманских посохов. 12. https://izi.travel/ru/5296-murmanskaya-oblast-gorodskoy-istorikokraevedcheskiy-muzey-polyarnogo/ru. 13. https://ru.wikipedia.org/wiki.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.