Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

17.06.2018 Проза и поэзия жемчужного промысла на Руси

А вы знаете, что одним из старейших промыслов на Руси была добыча жемчуга?  Вплоть до 19 века Россия занимала второе место в мире,  после Индии,  по экспорту жемчужин добытых в реках. И промысел этот был окутан тайнами и легендами, ведь с давних пор жемчуг ассоциируется с неким эталоном чистоты, красоты, мудрости, является символом рождения и возрождения.

Тени сползают с опушки.
Вьётся дорога пригорками.
Звёзды речные ракушки
Ловят лазурными створками.

Роем у берега мушки.
Звёздами глуби запружены:
Ловишь случайно ракушки -
В каждой сквозит по жемчужине.

(автор не известен)

Фотографии и картины с изображениями изделий, украшенных руским жемчугом, конечно, вы много раз видели в интернете и книгах, но, возможно, не придавали этому особого внимания.

Российский жемчуг красовался в царских коронах, на дорогих окладах икон, платьях и кокошниках, свадебных венцах. Он шёл в изобилии на изготовление ювелирных украшений. Ожерелья, серьги, кольца — всё было из местного сырья. Жемчуг из местных рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом.

В ХVII веке Россия  ещё  не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но каждая руская женщина ходила в жемчугах.

Один исследователь, прибывший в 1843 году из Германии в Нижегородскую губернию, был потрясён украшениями руских женщин — порой даже самые бедные рыбачки носили на шее по несколько ниток природного жемчуга. Представительницы высших сословий на торжества являлись совершенно унизанные жемчужинами. От такой пышности чужестранцы теряли дар речи.

В женском головном уборе могло быть до 16 кг жемчуга.

Что такое жемчуг

Существует несколько версий, объясняющих происхождение слова "жемчуг". Некоторые исследователи считают, что оно происходит от арабского "зеньчуг", татарского "зеньджу" или китайского zhen zhu ("чжень чжу"). На Руси слово "жемчуг" ("женчугъ", "жьнчугъ") впервые появилось в 1161 году, параллельно существовал синоним - "перл", применявшийся для именования этого самоцвета жителями Европы (англичанами, немцами, французами).

Жемчуг высоко ценится за свои перламутровые цветовые переливы и таинственное внутреннее сияние. Его издавна ставят в один ряд с драгоценными камнями, а порой и гораздо выше – «жемчужиной» всегда называли что-то, обладающее наивысшим качеством, являющееся верхом совершенства в чём-либо.

Каждая жемчужина уникальна и нет ни одной похожей.

Словарь символов в отношении жемчуга рисует нам такие образы:

«… Считалось, что жемчужина образуется вследствие пробивания раковины молнией, поэтому она рассматривалась как соединение огня и воды, двух оплодотворяющих начал, и символизировала рождение и возрождение, и плодовитость. Кроме того, это символ невинности, чистоты, девственности, совершенства, скромности и склонности к уединению. На востоке пылающая жемчужина - это перл совершенства. Это также третий глаз Шивы и Будды, кристаллизовавшийся свет, трансцендентная мудрость, духовное просветление, духовное сознание. Вместе с китайским драконом она отождествляется либо с жемчужиной ночи - луной, которую глотает дракон света, либо с раскатом грома, порождающим пламя молнии, причём небесный дракон отрыгивает жемчужину. Жемчужина часто изображается в сопровождении драконов - хозяев воды и стражей сокровищ. Как жемчужина совершенства, вместе с драконом она символизирует духовную сущность вселенной, а также просветление, и, кроме того, раскрытие и развитие человека в поисках просветления. Белая жемчужина - это сокровище, которое трудно обрести, дух, просветление, мудрость. Зернистый жемчуг, как и пылающая жемчужина, символизирует потенциальность и распускание цветка света…»

С точки зрения биологии жемчуг — это биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Когда в мантию или между мантией и раковиной попадает песчинка или какое-либо инородное тело, в организме моллюска включается защитная реакция и «непрошенный гость» начинает обволакиваться перламутром. Согласно современной номенклатуре минералов, утверждённой ММА, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Это придаёт ему ценность драгоценных каменьев.

Известны 2 рода двустворчатых моллюсков-жемчужниц: пресноводные маргаританы и морские пинктады.  В реках России живут 4 вида маргаританов.

Размер отдельных речных жемчужин колеблется от 0,5 до 10 мм (в среднем 2-3 мм) в диаметре, а максимальный вес достигает 26,6 грамм.

Особо ценен «скатный жемчуг». Для определения товарности по форме, жемчуг помещали на ровную поверхность, наклонённую под определённым углом. Если жемчужина была достаточно круглой, то скатывалась. Этот жемчуг и назывался «скатным». Жемчужины неправильной формы назывались "рогатыми" или "угольчатыми".

Предания говорят, что «скатный жемчуг» не что иное, как скатившиеся с зеркала слёзы радости или печали, они связаны с воспоминаниями светлыми и туманными. И потому назначение изделий из скатных жемчужин — возвращать владелиц памятью к значимым событиям прошлого и пробуждать надежды на лучезарное будущее.

Следует знать, что жемчуг недолговечен, срок его жизни 50-150 лет. При длительном хранении он теряет характерный перламутровый блеск, мутнеет, на нём появляются трещинки, начинается отслаивание оболочек и, в конечном счёте, он превращается в порошок извести и рогового вещества.

Считается, что жемчуг можно хранить неограниченно долго только в том случае, если беречь от солнечного света, держать завёрнутым в мягкую ткань, не давать контактировать с воздухом, при этом время от времени опускать на несколько часов в воду, а затем просушивать в прохладном месте. Однако в реальной жизни соблюдение всех этих условий не представляется возможным. И потому если вы в каком-либо музее услышите о том, что на экспонате сохранились древние жемчужины, старше выше означенного возраста (к примеру, Шапка Мономаха в оружейной палате – по официальной версии ей около 600 лет), то не спешите верить в их оригинальность.

История жемчужного промысла

Начало жемчужного промысла в России датируются 10 веком, а наибольший расцвет приходится на 16-17 века. В это время добыча жемчуга велась более чем в 60 северных реках.

Раковины-жемчужницы во множестве находили в чистых и быстрых северных реках, с малым содержанием извести и наличием лососёвых рыб (сёмга, форель, горбуша и т.д.). Красная рыба необходима, как переносчик личинок моллюска, для его распространения. Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское  озеро,  реки  Валбужа, Галмужа, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого  же  жемчуга  было  много в  новгородском  озере  Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории — в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Ещё в 19 в. цифры официального экспорта жемчуга составляли от 200 до 300 тысяч рублей золотом.

До начала 18 века монополия на добычу и продажу жемчуга принадлежала церковникам. Сан священнослужителя можно было определить по количеству жемчуга, украшавшего его одежды — чем выше он в церковной иерархии, тем больше жемчуга.

В 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну. Жемчужный промысел служил существенным источником дохода для жителей многих русских деревень. Сразу после указа право добычи жемчуга в северных реках было предоставлено только казне. Для контроля за исполнением государственного постановления в Новгородскую, Псковскую и Тверскую губернии были направлены, вооруженные надлежащими инструкциями дворяне.

Но, очевидно, в глубинке никто из местных жителей особенно не рвался исполнять столичный указ, и ожидаемого успеха это постановление не имело. Тогда в 1731 году добыча жемчуга была разрешена всем без изъятия, с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.

Екатерина II опять попыталась контролировать ловцов жемчуга, но хищнические объёмы добычи всё равно привели к исчезновению жемчужниц в некоторых реках.

Геолог А. Попов в 1914 году пишет: «Если бы ловля жемчуга производилась с большей осторожностью, то думаю, что в наших водах и теперь бы находился прекрасный драгоценный жемчуг, в большом количестве».

В начале 20 века промыслового жемчуга уже практически не было, но в 1921 году появился культивированный, из Японии. На протяжении 20-го столетия такое положение сохранялось, а в 1952 году была запрещена промысловая добыча и морского жемчуга. Можно ещё отметить исследования советских учёных, которые оценивали возможности возобновления жемчужного промысла в СССР:

«Широко распространена жемчужница в реке Кереть на Северо-Западе СССР. Она течёт по скальному грунту и заболоченным землям, в ней много порогов и плёсов… Общие запасы жемчужниц в реке 4,5 млн. экземпляров [Голубев, Есипов, 1973]».

Количество пресноводных жемчужниц в водоёмах Северо-Запада СССР было признано достаточно большим, хотя в 20-х годах они оценивались лишь в 3 млн. особей. Однако массовая добыча организована так и не была.

Сегодня жемчужницы у нас стали большой редкостью, и занесены в Красную книгу.

В настоящее время более 90% всего мирового жемчуга выращивается искусственно. Начиная с 30-40 г.г. XX в. в России тоже стали развивать этот промысел.

Как достать жемчужину со дна

Добыча натурального жемчуга дело непростое.

На Руси верили, что жемчуг не даётся в руки людям жадным, нечистым в делах, в словах и помыслах. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой.

Существует две версии о том, кто и как добывал жемчуг из речных глубин.

По одной из них этим промыслом занимались исключительно мужчины. Так как температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому просто нырять и отыскивать наугад раковины жемчужниц никто не отваживался. Чтобы сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку, было придумано незамысловатое приспособление — «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу. Искатели сколачивали из брёвен небольшой плот, с отверстием в середине. В отверстие вставляли «водогляд» и погружали большую его часть в воду. В ясную, солнечную погоду один человек по берегу тянул бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду. Заметив подле камня моллюска, наблюдатель опускал через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на конце. Раковина смыкала свои створки, и тогда её удобно было захватить и достать со дна реки. 

Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу. И чтобы при затвердении он не попортился, его подвергали так называемому «замариванию». В старинных книгах о ловле жемчуга в XVIII веке пишут: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием» После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет».

Для вышивания жемчужину, пока не затвердела, протыкали тонкой иглой.

Вторую версию добычи речного жемчуга в древней Руси предложил историк Александр Пыжиков в цикле передач «Тайны русской старины», посвящённых истории руского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавшим обрядам и глубинным верованиях.

По его мнению жемчужный промысел в России – это исключительно женский промысел и занимались им мифические русалки или обычные деревенские девушки, прошедшие обряд «водоположения». При этом незаменимыми помощниками были бобры – мастера запруд и по совместительству создатели и ревностные сторожа природных речных жемчужных плантаций, и жабы – производители природного септика.

Подробнее об этом в видео:

Какова доля прозы в жемчужном промысле и какова доля романтики, волшебства и поэзии никто не сможет сказать достоверно. Главное – вспомнить себя, вспомнить своих великих Предков, больше узнать о том мире, в котором они жили и творили. Главное – быть достойным продолжателем своего Рода и жить в гармонии с Природой. Не быть диким варваром, алчным расхитителем и бездумным потребителем, а занять место Царя, взяв на себя весь груз ответственности за происходящие события и совершаемые тобою лично действия.

Моллюск, он жизнь свою потратит,
жемчужинку растя внутри, 
а не метает ежедневно,
по три.

© Владимир_

© Методический центр «Древо Рода» 


Другие статьи по теме «Здравомыслие»


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.