Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

Контактный телефон

8 (916) 806-79-81

Поделиться с друзьями

Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку

Каталог товаров

Как оплатить

10.04.2017 Знаки и символы как выражение памяти народа

Одним из путей, позволяющих хотя бы частично заглянуть в глубокое прошлое, является исследование базовых священных символов дохристианских верований древних славян. Наши Предки взаимодействовали с миром через множество символов, несущих огромную информацию, и следы этой информации дошли до наших дней в немногочисленных сохранившихся артефактах - летописях, сказаниях и былинах, элементах старинного жилья, предметах быта, народном костюме, народных традициях, приметах и суевериях. Адекватная расшифровка, раскодирование, прочтение древних символов - сложная и в то же время весьма интересная научная задача.

Символы (от греч. «знак, примета») – универсальные феномены человеческой культуры. Символы древних славян как артефакты далёкого прошлого представляют собой большую духовную и историческую ценность, ибо способны многое рассказать о жизни наших предков. В них зафиксированы выдержавшие проверку временем некие константы общепризнанных образцов истины, имевшие безусловную ценность для людей, принадлежавших к конкретному историческому периоду, к конкретному культурному полю. По мнению К. Юнга, символы являют собой код и суть культуры, её Родовую память. В символе всегда зашифрована важная, общезначимая для конкретного народа информация, имеющая глубинный смысл. В силу этого, символ порождает у своих адептов устойчивые ассоциации, сопровождающиеся эмоциональным отношением к нему, оседающие в сознании народа и передающиеся новым поколениям. Несмотря на то, что уже давно нарушен принцип неразрывности и истинные, сакральные знания наших предков являются во многом утраченными, символы и в новые времена воспринимаются как «духовный инструмент» постижения реальности.

Авторы иллюстрированной энциклопедии «Знаки и символы» - Марк О’Коннелл и Раджа Эйри, раскрывая сущность этого феномена культуры, обращают внимание на то, что слово «символ» происходит от греческого «symballein», означающего соединение. «Переносное его значение происходит от традиции разбивать глиняные таблички в знак заключения сделки: каждому из участников вручался кусок разбитой таблички, чтобы при соединении эти фрагменты могли составить единое целое, как части мозаики. Часть таблички, принадлежавшая одному из участников, называлась по-гречески symbola. Поэтому символ не только представляет что-либо, но и указывает на отсутствие некой «невидимой» части, необходимой для воссоздания единого целого» [2, с. 6]. У символа всегда наличествуют две стороны – видимая и невидимая. Первая сторона связана с непосредственным, очевидным значением символа, вторая – с непроявленным, до конца неосознаваемым смыслом, не предполагающим однозначного истолкования. Именно поэтому, по мнению ведущих исследователей этого феномена Ю. Лотмана, А. Лосева, В. Иванова, настоящий символ всегда многозначен, загадочен и непостижим. Несмотря на некую сокрытость, присущую символам, древние символы являются своеобразными каналами связи, передающими глубинные сакральные значения людей далёкого прошлого, их базовые ценности и субординацию, служат, по существу, кратким справочником, в котором сконцентрирован опыт прошлых поколений.

Символ – это знак, но не всякий знак становится символом. В отличие от знака, который только указывает на объект, явление, символ кодирует информацию, уплотняет и структурирует её в сжатой концентрированной форме. Подобно свёрнутому компьютерному файлу он сохраняет её, преодолевая огромные временные расстояния. Именно поэтому при изучении символов и знаков каждой конкретной культуры исследователи сталкиваются с трудностями, которые заключаются в том, что до нашего времени дошли отдельные фрагменты представлений, реставрировать которые адекватно тому далёкому времени чрезвычайно трудно. Многое утеряно навсегда, многое домысливается, многое невозможно смоделировать на основе современного менталитета. Тем не менее попытки воссоздания архаичных представлений (если в них не присутствуют откровенные натяжки и профанические толкования), позволяют приоткрыть завесу над малоизвестными страницами истории и культуры конкретного народа, глубже понять его традиции, специфические черты характера, определить уровень развития относительно других культур.

Трудности в исследовании символов заключаются и в том, что любой символ имеет двойственную природу, он - одновременно отражение проявленного и скрытого, объективного и субъективного. Именно этим объясняются разночтения похожих символов у разных народов. В каждой культуре есть свои доминирующие акценты, своя специфика видения, исходящая из особенностей бытия, представлений, традиций, веры конкретного народа. Сведения об этой специфике, по нашему мнению, чрезвычайно важны, поскольку позволяют на основе изучения опыта разных культур подойти к обнаружению общего и особенного во взглядах на объекты, имеющие первоочередное значение в жизни людей.

В данной статье рассматриваются основные символы, сохранившиеся в культуре белорусского народа, символы, которые являются носителями этнической памяти, отражают важнейшие стороны бытия белорусов, исследуются объективные причины их возникновения.

Как и все восточные славяне, белорусы поклонялись и почитали прежде всего первостихии: Огонь, Воду, Воздух, Землю. Они хорошо осознавали их роль и значение в своей жизни, всячески стремились наладить с ними гармоничные отношения. Но особо выделялись при этом две стихии – Солнце и Земля. Это связано, на наш взгляд, с тем, что белорусы – народ-земледелец, проживающий, говоря современным языком, в зоне критического земледелия. Поэтому остро в их жизни стоял вопрос: «земля уродит - не уродит»? От этого зависели жизнь и благополучие людей. Возможно именно поэтому главными символами простых крестьян-белорусов и считались Солнце – Отец (Батька-Сонца) и Земля– Мать (Мацi-Зямля). Солнце в представлениях древних белорусов - доброе, милосердное. Тепла люди ждали с нетерпением, оно редко в этих географических просторах, поэтому всегда воспринимается с радостью.

Земля же ассоциировалась с образом Великой матери (Матьсыра Земля). Она кормилица, она священна ещё и потому, что на ней то небольшое пространство, которое именуется Родиной. Она настолько почитаема в белорусской традиции, что самая суровая клятва связана с поеданием горсти земли, горсть земли берут уезжая в далёкие края, землю целуют прощаясь и встречаясь с ней вновь. Два этих символа в сознании белорусов были относительно равны и никогда не находились в жёсткой оппозиции, как это потом случится в христианстве. Несмотря на то, что Солнце ассоциировалось со светлым началом, а Земля с тёмным, они, быстрее, представляли некое единство (можно сравнить с китайским символом Инь –Янь). Земля как олицетворение и начало всего живого, выступает в ряде мифов как жена Солнца. С нашей точки зрения, даже главные боги белорусской мифологии Белобог и Чернобог, представляют собой специфическую конструкцию этого единства.

О близости этих символов свидетельствуют и их графические изображения. При обозначении символов в мировой культуре использовались, как правило, простейшие геометрические фигуры: линии (прямая, ломаная), круг, кольцо, треугольник, ромб, квадрат, пирамида, конус, спираль, крест и т.п. Этим своеобразным алфавитом древние люди пытались промаркировать мир, в котором они жили, закрепляя за изображениями сакральные, трансцендентные смыслы. Именно графические изображения символов являются основой орнаментов, национальных узоров, часто встречаются на предметах декоративно-прикладного искусства, одежде, в зодчестве. Нетрудно заметить, что белорусы в своей символике чаще использовали квадрат. Эту геометрическую фигуру в качестве графического символа, связывали с порядком, единообразием, равенством, прямотой. Квадрат (наряду с кругом) выступает как основная модель структурирования мира. Во временном отношении - это четыре времени года, в трактовке мироздания - четыре стихии. В представлении белорусов квадрат был отражением основных пространственных ориентиров (верх-низ, левый-правый, замкнутое пространство) и воспринимался он как гарантия порядка, стабильности, безопасности.

Символические изображения Солнца и Земли в белорусском орнаменте [1, c. 12] очень похожи (рис. 1). Солнце - ромб с лучами за пределы фигуры. Земля – ромб с лучами внутрь.

Рисунок 1. Символические изображения Солнца и Земли

Различные сочетания этих главных символов легли в основу графических изображений иных символов, имевших для белорусов важные, часто сокровенные значения. К ним можно отнести символ Жизни, являвший в белорусской мифологии неразрывный союз Солнца и Земли (рис. 2).

Этот символ использовали в обрядах, с помощью которых пытались поднять на ноги тяжело болеющего человека, либо помочь не имеющей детей женщине забеременеть [1, с.1 2].

Рисунок 2. Изображения символа жизни

В основе символического изображения хлеба [1, с. 42] – самого важного продукта белорусов – также угадываются элементы графических изображений Солнца и Земли (рис. 3). «Хлеб всему голова» – издревле говорили в народе. В белорусском фольклоре много поучительных сказок и притч, говорящих о том, что нет ничего дороже хлеба. Хлеб надо было обязательно доедать, его нельзя выбрасывать, нельзя бросаться им, считалось, что при таком отношении к хлебу уходит от человека здоровье.

Рисунок 3. Символ хлеба

Было широко распространено у древних славян, живших на белорусских землях, использование этих символов в качестве обережных знаков, способных притягивать добро и защищать человека.

Отголоски почитания символов Солнца и Земли мы видим сегодня не только в узорах на тканых коврах ручной работы, уникальных вышивках, резьбе по дереву, в национальной одежде, представленных в музейных экспозициях, но и в современной жизни. Стремительно входят в моду вышиванки с национальным орнаментом, национальная символика всё чаще начинает использоваться в авангардных направлениях моды, в значимых событиях, когда надо подчеркнуть или представить свою национальную идентичность (в костюмах национальной команды белорусов на олимпийских играх, в оформлении возобновлённого прекрасного поэтичного праздника урожая «Дажынкi» со всеми сопутствующими ему символами и ритуалами, на праздниках Рождества).

Это свидетельствует о том, что символы, которым поклонялись и которые почитали наши предки, до сих пор сохранились в коллективном подсознании белорусского народа как отражение неумирающей связи с накопленным опытом предшествующих поколений.

 

Рощинская Октябрина Михайловна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры истории, мировой культуры и туризма Минского государственного лингвистического университета. Минск. Беларусь.

Трушко Михаил Николаевич. Белорусский государственный экономический университет. Минск. Беларусь.

 

Список литературы:

1. Кацар М.С. Беларускi арнамент. Ткацтва / Навук. рэд. Я.М. Сахута. – Мн.: БелЭн, 1996. – 208 с.

2. О’Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия / Марк О’Коннел, Раджи Эйри; [пер. И.Крупичевой]. – М.: Эксмо, 2008.