Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

Контактный телефон

8 (916) 806-79-81

Поделиться с друзьями

Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку

Каталог товаров

Как оплатить

Отличие Масленицы от Комоедицы 26.02.2015

Масленица – очень интересный праздник. Праздник светлый и радостный, праздник встречи новой весны, праздник солнца, праздник пробуждения. Его традиции уходят в глубины тысячелетий, когда все народы на земле отмечали день весеннего равноденствия как отправную точку отсчета возрождения живой природы после зимней спячки. В связи с этим люди радовались, гуляли и веселились. Веселились и гуляли не одну, а целых две недели. А праздник этот в старину назывался не Масленица, а Комоедица.

Комоедица

Так у славян назывался древний языческий праздник, посвященный приходу весны. Вершиной празднования была дата весеннего равноденствия, (сейчас это 21 марта). С этого момента день начинал прирастать, природа пробуждаться, медведи начинали выходить из своих берлог. Радуясь солнышку, люди пекли блины, похожие на это самое солнце - такие же круглые, горячие и яркие! 

Первый блин – комам!

Так как медведь у древних славян (как и у всех северных народов) считался священным животным, то первые испеченные блины относили в лес для медведей, оставляли на пеньках, чтобы засвидетельствовать свое уважение этому мохнатому хозяину леса. Одно из старинных названий медведя было «ком», может от того, что медведи мохнатые, не отличаются изяществом линий и издали похожи на большие бесформенные комки шерсти? Отсюда и название праздника – комоедица, который начинался с подношения еды комам. (Оговоримся сразу, что это всего лишь версия, но достаточно обоснованная). 

При этом сам праздник Комоедицы начинался за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжался неделю после. По сути, это был праздник радости по поводу прихода весны. В этот период еще рано приступать к полевым работам, еще везде лежит снег, но уже достаточно потеплело - самое время погулять! Потом до осени будет не до праздников. Поэтому катались на лошадях, лазили на столб, лепили снежных баб, устраивали кулачные бои «стенка на стенку», ходили и ездили в гости, пели частушки, пили хмельное, переодевались в ряженых, словом гуляли и веселились от души. 

Последний день называли «проводы зимы» - это и было начало древнеславянского нового года. В этот день его сжигали чучело Мараны – богини зимы и смерти.

Какие еще обычаи и традиции включала Комоедица, сейчас сказать трудно, но очевидно, что часть из них отчетливо прослеживается в современной Масленице. До 1492 года Комоедица была, можно сказать, национальным праздником, таким же, как теперь встреча Нового года. Увы, в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий перенес новый год с марта на 1 сентября – время сбора налогов. 

Масленица церковная

Это чисто языческий по содержанию праздник проводов зимы и встречи весны, затянутый христианской церковью в календарный цикл церковных обрядовых праздников. Масленица церковная – это урезанная по времени и сдвинутая по календарю Комоедица. Приходится она на восьмую неделю перед пасхой, начинается всегда в понедельник за 56 дней до христова воскресения, продолжается семь дней и заканчивается так называемым «прощеным воскресением». Это последняя неделя перед великим постом, когда уже нельзя есть мясо, но еще можно рыбу, молоко, сыр и сливочное масло. Отсюда и название – сырная или масляная неделя, или Масленица. В церковном календаре имеет также названия «мясопуст». 

Каждый день Масляной недели имеет свое название, свои обряды и традиции. При этом в каждой местности традиции могут несколько отличаться, но общим местом для всех является название дней «масляничной» недели: понедельник - встреча Масленицы, вторник - заигрыши, среда - тещи приглашали зятьев на блины, четверг - санные катания, пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощеный день. 

Немного истории

Церковь прикладывала огромные усилия для того, чтобы уничтожить все народные обычаи, исходящие не от нее и огнем и мечом свергала идолов, языческих богов – Велеса, Перуна, Даждь-бога, преследовала и уничтожала волхвов как конкурирующую фирму, изничтожала все народные праздники и обычаи. Благодаря поддержке властных структур (князей, царей…) ей это удалось. Но многие народные традиции, поверья и т.п. все же выжили, остались и прошли через века. Это домовые, лешие, русалки, кикиморы, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Дед Мороз, Снегурочка… Марана – образ богини зимы в образе чучела старухи.

Ничего не смогла поделать церковь с двумя славянскими астрономическими праздниками – Комоедицей и Купайлой. Первый приходился на день весеннего равноденствия, второй – на день летнего солнцестояния. Народ ни в какую не хотел отказываться от обычаев своих предков! Тогда церковь решила задушить эти праздники в объятиях. К Купальнику притянули за уши ближайшего святого Ивана, а Комоедицу преобразовали в Масленицу, сдвинув почти на месяц в сторону зимы, до начала великого поста. 

Царь Пётр I – как основатель широких масленичных гуляний

Государь Петр Алексеевич в 1700 году перенес дату Нового года на 1 января. И, кроме того, в приказном порядке ввел традицию широких народных пьяных гуляний, потех и развлечений, наподобие европейских карнавалов перед великим постом. Понятно, что такой инициативе приказу никто не стал сопротивляться, а Петр слыл в этом плане большим выдумщиком. Именно тогда он основал «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор». Для «продвижения» праздника была создана «орденская организация», объединившая царских единомышленников. Главной чертой «Собора» была явная пародия и издевательство и противопоставлений веселого народного гуляния тоскливой церковной «сырной седмице». Праздником заправлял назначаемый на время масленицы шутовской "Патриарх" или "Князь-папа", которого выбирали «всепьянейшие кардиналы», он и возглавлявлял "всешутейший и всепьянейший собор". 

Можно сказать, что именно Петр I был инициатором празднования Масленицы в её нынешнем виде - с веселыми карнавальными шествиями ряженых, развлечениями, балаганами, бесконечными шутками, бесчинствами, пьянками и гулянками, катанием с ледяных гор, гонками на тройках, кулачными боями «стенка на стенку» и всякими другими радостями жизни. "Собор" просуществовал около 30 лет — с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества как Антихриста. 

Кратко для запоминания 

Комоедица

Праздничная встреча весны и начала нового года у славян, привязанная к дате весеннего равноденствия. Традиция задабривания вылезшего из берлоги лесного хозяина – «кома» с подношением угощения. Широкое гуляние, поедание блинов, песни, пляски, прыганье через костер и вообще приятная встряска после зимнего застоя. 

Масленица Церковная

или «сырная седмица» - это последняя неделя перед великим постом, посвящена примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты, в том числе и масло. В церковной Масленице – сырной седмице праздновать, собственно говоря, нечего. Здесь имеет место некая гулянка, которой церковники заменили языческую Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти.

Масленица настоящая

Это праздничная «карнавальная» неделя, введенная в 1700 году Петром Первым и поддержанная широкими народными массами. По календарю она совпадает с «сырной седмицей» православной церкви, то есть неделю до великого поста, но по содержанию является чисто светским, лихим и разгульным праздником, с гостями, ряженными, частушками, хороводами, катанием, состязаниями и в конце обязательными «проводами зимы» - сжиганием её соломенного чучела. 

Кстати: 

- по старой (дореволюционной) орфографии Масляница писали через Я. 

- слово «языческий» происходит от древнего славянского слова «язык» (языцех), означавшего «народ». Поэтому языческий – это просто народный.

Источник