Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

12.11.2017 Бесконечник - знак солнцеворота в руской народной вышивке

Народная культура – это вид существования общественных знаний, передаваемых из поколения в поколение. Традиционный вышитый узор выступает в народной культуре как древний способ преобразования мира и описание мировосприятия человека в предельно сжатой форме. Передача знаний с помощью вышитых узоров принято считать частью культуры дописьменного общества, это древний вид пиктографического письма.

В известных источниках отмечена «связь вышитых узоров не только с земледельческим культом, но и с весенне-летней календарной обрядностью» [1, с. 6], космическими явлениями и объектами. В руской народной вышивке много различных символов и знаков, которые можно объяснить астрономическими наблюдениями космических объектов. К таким знакам относится символ «бесконечник» (рис. 1), напоминающий математическую цифру восемь и знак бесконечности. Этот знак ввёл в математику английский учёный Валлис в 1655 году в своем трактате «О конических сечениях», однако в декоративно-прикладном искусстве он использовался намного раньше. 

Рисунок 1. Прорись вышивки. Конец женского полотенца. Тамбовская губ. 19 в. 

Многие старинные вышивки украшены узорами в виде завитушек, маленьких спиралек, линии с двумя крюками. В североруских губерниях такой знак называют гуськом, коньком, в южноруских - крючками, в Казахстане - «барашком», в Белоруссии и Украине «бесконечником».

Происхождение знака «бесконечность» можно объяснить таким астрономическим явлением, как солнечная аналемма.

Аналемма – это кривая, соединяющая ряд последовательных положений небесного объекта (в нашем случае Солнца) на небосводе одной из планет (в нашем случае планеты Земля) в одно и то же время суток в течение года. Солнечная аналемма имеет вид восьмёрки. Такая форма (рис. 2) годового движения Солнца по небосводу зависит от наклона земной оси к плоскости эклиптики.

Рисунок 2. Аналемма, 2011 г. Штат Индиана, США 

Наивысшее положение нашего светила на аналемме соответствует летнему солнцестоянию, наинизшее – зимнему солнцестоянию. Положение в середине восьмёрки солнце занимает два раза в год в середине апреля и в конце августа. Весеннее и осеннее равноденствия не совпадают с центром восьмерки из-за эллиптичности земной орбиты. Можно высказать предположение, что когда-то земная орбита имела вид ровного круга, либо с помощью выровненного симметричного узора, древний искусник добивался лада в окружающем пространстве и самом человеке.

Бесконечник изображался не только в вышивке, его встречаем на деревянных и глиняных изделиях, в зодчестве и на древних каменных сооружениях-кораблях (Норвегия, Финляндия, Швеция, Прибалтика).

Цифра «восемь» в древних Вавилоне и Египте посвящалась Солнцу, в Шумере считалось магическим числом неба, а в Китае – основой мироустройства. В таких религиях, как ислам, иудаизм, буддизм и христианство «8» - это порядок небесного мира.

На вышитом узоре знак бесконечности вышивается либо горизонтальными рядами, либо окружающими солнечный знак, либо преобладают в вышивке (рис. 1, 3-4). Этому знаку соответствует другой знак – двуглавая птица или ящер, которую в вышивке называют «ладьей» (рис. 5, 6). По мнению Б.А. Рыбакова «двуглавость ящера появляется тогда, когда нужно было показать движение солнца или всю Вселенную» [2, с. 65-66].

Рисунок 3. Часть вышивки женского головного полотенца. Тамбовская губ. 19 в.

Рисунок 4. Передник. Полтавская губ. 20 в.

Рисунок 5. Часть вышивки женского головного полотенца. Тамбовская губ. 19 в.

Рисунок 6. Полотенце. Тверская губ. 20 в. Реплика (копия)

Немного другая трактовка у ряда завитков и спиралей, изображённых на предметах декоративно-прикладного искусства (рис. 7, 8). С помощью такого завитка зашифрована формула золотого сечения, которую знали у древних славян, в древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае, и закон золотого числа. Такие спирали есть у племён, живущих замкнутой жизнью вдали от цивилизации. Золотая коллекция известного немецкого археолога Шлимана, находящаяся в музее изящных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, содержит много золотых изделий, выполненных в виде спиралей и завитков. Многие изделия древней Греции и Египта украшены спиралями, называемыми меандрами. Меандр – это река в Греции, известная своей извилистостью (Прим. издательства. Примечательно, что извилистая, бурная речка на Руском Севере называется Ерга, ярга. Ярга – равноконечный крест с загнутыми концами, знак руской народной культуры).

Рисунок 7. Пол на станции метро «Электрозаводская»

Рисунок 8. Меандр в декоративно-прикладном искусстве. Московское метро 

Закон поступательного спокойного движения, по которому наливается колос, летит космический корабль, растут кристаллы в горах и ракушки в море, летает птица или плывёт рыба, течёт кровь в венах и даже создаются стихи, был открыт древними людьми задолго до нашей эры и к нему неоднократно возвращались учёные. Например, он вновь был открыт дважды только в ХХ веке учёными Теодором Карманом и членом-корреспондентом АН СССР В. Голубевым.

Закон гласит: «За машущим крылом птицы или любого тела, обтекаемого средой (воздухом, жидкостью), образуется вихревая дорожка с обратным расположением вихрей» [3, с. 19]. По этому закону крылья у птицы или плавники у рыбы являются генераторами вихрей, которые и дают определённое поступательное движение. Отталкиваясь от воздушного или водного пространства, крылья или плавники при поступательном движении создают сзади себя завитки воздуха или воды, которые вышивальщицы изобразили на простом полотне в виде спиралек, а древние искусники на изделиях из глины, металла и камня.

Таким образом, узоры с бесконечниками-спиралями выражают вихревое движение энергии космоса. Это было известно в руской народной культуре и по образу магии подобия, такую силу, как мы предполагаем, использовали с обережными и иными целями в празднично-обрядовых вещах.

 

Бобыкина Наталья Юрьевна, исследователь народной культуры, Аспирант ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», г. Балашиха, Московская область.

 

Литература

1. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства / Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. М. Советская Россия, 1990. – 320 с.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. – М. Наука, 1981. – 608 с.

3. Солдадзе Л.Г. Семантика древнего орнамента / Л.Г. Солдадзе // Декоративное искусство СССР. – 1980. - № 9. – С. 17-21.


Статьи, которые могут быть интересны: 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.