Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ®

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

25.02.2020 Деревянные била Бали

Било деревянное известно человечеству с глубокой древности, и оно до сих пор применяется как у нас в стране, так за рубежом. Повсеместное распространение данное било получило благодаря удобству применения, простоте конструкции и возможности изготовления из имеющихся в месте проживания пород дерева. Звучание деревянного била достаточно громкое для того, чтобы его можно было услышать на значительном расстоянии, поэтому в любое время года, днём и ночью, всегда можно с его помощью быстро оповестить местных жителей о каком-либо событии. Всё что для этого необходимо – это договориться между собой о том, какая ритмика ударения в било будет соответствовать тому или иному событию.

У нас в стране традиционно принято использование двух типов деревянных бил – это било малое и било великое. Било малое представляет собой небольшую деревянную доску, которую носят в руке и которая может быть разной формы. Чаще всего било малое деревянное имеет вёсельную конструкцию и изготавливается из клёна, ясеня, бука, или берёзы (Рис.1). Било великое представляет собой большую толстую доску, которая может быть длиной до 4 метров, которая обычно подвешивается с помощью мягких верёвочных подвесов к кронштейнам на стене или на столбах (Рис.2).

Рис.1

Увидеть и услышать звучание как малого деревянного била, так и било великого можно в выставочном зале «Колокола Руси». Они изготовлены из редких пород дерева – малое било изготовлено из бальзы, редкой, лёгкой и ценной породы древесины, а великое било из афромозии - это африканское атласное красное дерево из Камеруна. Кстати, представленное в нашем выставочном зале било великое является единственным в мире деревянным билом, настроенным на музыкальную ноту Си первой октавы. Как можно заметить, в обоих случаях била деревянные изготавливаются из цельного куска доски и отличаются между собой лишь внешним видом, размерами и тембром звучания.

Рис.2

Однако существует ещё одна разновидность деревянных бил, существенно отличающихся по своей конструкции от только что рассмотренных. Так, в странах Юго-Восточной Азии можно встретить деревянные била, представляющие собой продолговатые полые брёвна с продольной щелью, которые также используются в качестве сигнального инструмента. При ударе по такому бревну издаётся громкий звук.

У подобного инструмента с самозвучащим телом есть ещё несколько названий – деревянный щелевой барабан или кулкул (kulkul) – так на Бали называют полое бревно, по которому бьют деревянным молотком. Их предназначение – оповещение местных жителей о том или ином значимом событии. Это могут быть разные поводы для сбора деревенской общины, извещение о начале религиозного обряда или церемонии, предупреждение о каком-либо бедствии и другие важные поводы. Каждому из этих событий соответствует определённый ритм ударения в бревно.

Для подвеса щелевых барабанов используют специальные «барабанные павильоны» или, как их ещё называют, сигнальные башни, которые могут значительно отличатьяся между собой по внешнему виду и могут быть двух основных типов – гражданские и храмовые.

Гражданские барабанные павильоны называются Kulkul Manusa, что в переводе означает «барабан человеческого мира», они встречаются на многих улицах. Обычно они ставятся в таких местах, где могут собраться жители деревни. В простейшем варианте барабанные павильоны подобного типа представляет собой небольшое строение с треугольной крышей (Рис.3), или это может быть небольшой навес на отдельно стоящем столбе (Рис.4).

Рис.3

Рис.4

Храмовые барабанные павильоны конструктивно существенно отличаются от гражданских. Они представляют собой высокую башню с квадратной крышей пирамидальной формы на четырёх столбах и называются Bale Kulkul. Обычно подобная башня изготавливается из камня и имеет трёхярусную конструкцию, при этом каждый из ярусов символизирует собою отдельный мир. Уровень tepas символизирует подземный мир bhur, он украшен фигурами гигантских существ; уровень batur - человеческий мир bhuwah, он украшен животными; уровень sari - царство богов swah и украшен птицами или некими сущностями с крыльями.

Под крышей, которая обычно украшена искусной деревянной резьбой и позолотой, подвешивается несколько деревянных щелевых барабанов (Рис.5, 6). В зависимости от назначения, деревянные барабаны изготавливаются из разных пород дерева. В частности, «божественный» барабан изготавливается из джекфрутового дерева, известного также как канун, индийское хлебное дерево, а «демонический» барабан изготавливается из бамбука.

Рис.5

Рис.6

Для усиления громкости звучания полое бревно изготавливается в виде резонирующей камеры, поэтому размеры щели на бревне напрямую зависят от объёма его внутреннего воздушного пространства (Рис.7). Часто брёвна подвешиваются прорезями друг напротив друга, что способствует усилению громкости их звучания (Рис.8).

Рис.7

Рис.8

В большинстве случаев щелевые барабаны обёрнуты тканью в чёрно-белую клетку (saput poleng), так как считается, что в них обитают духи. В такую же ткань чёрно-белой клетки на Бали оборачивают священные объекты - алтари, камни и т.д.

Вот такие замечательные деревянные била применяются в настоящее время на Бали. Интересно, что многие местные жители не задаются вопросами по поводу самих этих инструментов и просто воспринимают их как данность. При этом в народе сохранилось поверье, что они были принесены сюда очень давно «белыми богами».

В связи с этим давайте ещё раз обратим внимание на название этих инструментов - кулкул (kulkul) или несколько другое, но близкое по смыслу и произношению слово – кукуль. Легко заметить сходство этих слов с хорошо известным всем нам словом колокол, что безусловно указывает на родство этих слов между собой и тем самым подтверждает сохранившиеся в народной памяти жителей Бали упоминания о привнесении данных инструментов сюда «белыми богами».

Выражаю благодарность за помощь в подготовке данной статьи @gekko_tales и Дмитрия Бугреева, который предоставил мне прекрасные фотографии (Рис.4 – 8). 

© Дорошкевич Александр 
 Методический центр «Древо Рода»
 25.02.2020 


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.