Родовая память

Обучение

БИЛОТЕРАПИЯ

Тонкополевая медицина

Психологическое консультирование

Услуги для компаний

Это интересно

Разное

Контактный телефон

8 (916) 806-79-81

Поделиться с друзьями

Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку

Каталог товаров

Как оплатить

18.11.2012 Звон в била — древняя традиция на Руси

«Это звуки, что были в Начале,

И миры в колыбели качали…»

Мария Мирошина [1]

 

Би́ло – от древнеруского , древнейший ударный самозвучащий инструмент, изготовленный из дерева, камня или металла [2]. Инструмент был назван «било» по корню слова «бить». Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Все била, и деревянные и металлические, относятся к категории ударных музыкальных инструментов с самозвучащим телом и не имеют принципиальных различий в принципе и технике звона.

Деревянные била представляют собой деревянную доску (древо) различной формы и размеров из клена, ясеня, бука, явора или берёзы, которые дают разные звуки, в зависимости от силы удара палкой и толщины дерева, а металлические била, известные с VI века в виде металлической доски (малое било), изготавливали из железа, меди, чугуна, колокольной бронзы [3]. Каменные била были известны в XV в. в Соловецком монастыре. По размеру различали великое и малое било - «великое» (самые большие, праздничные, также называются «тяжкая»), и малое било или билцо. Великое вешали на башне или на столбах, а малое носили в руке [4]. Звон в била - древняя традиция на Руси. Наиболее ранними письменными древнерускими источниками, в которых встречаются упоминания о билах, являются летописные известия XI - XV веков. Било не являлось уникальным для Древней Руси, оно существовало и существует по сей день в самых разных странах.

Малое било (клепало) иногда делали в виде коромысла, дуги, которая символизировала небесный свод и имела голос звучащего неба - грома небесного. «Ударение» как в древо, так и в малое било совершалось посредством четких ритмичных ударов колотушки — молотка о край доски. Производимый звук служил сигналом для оповещения жителей о каком-либо важном событии: пожаре, нападении врага и т.п., для сбора жителей поселения с целью решения различных повседневных задач, а также для подачи сигнала о начале Богослужений. Благодаря дешевизне и простоте изготовления, била и в настоящее время по-прежнему используются по своему прямому назначению (Рис.1-4).

Рис.1. Металлическая доска в виде дуги (коромысло).

 

Рис.2. Било чугунное, 1706г., Музей-заповедник «Кижи».

 

Рис.3. Било деревянное.

Рис.4. Бронзовое било, 1910г., изготовлено на
Московском колокололитейном заводе Самгина.

К колоколам же на Руси долгое время относились с недоверием, так как они ассоциировались с католичеством, «латинством». Не случайно архимандрит новгородский Антоний указывал, что «било же держат по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) был противником колоколов: первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины. В XV веке начался активный процесс внедрения колоколов из Западной Европы, поэтому била стали постепенно исчезать из монастырей [5].

В конце XX века мы стали свидетелями возрождения древней традиции на Руси – звона в била. Однако теперь они предстали перед нами уже в более совершенном виде.  Большая заслуга в этом принадлежит колокольному мастеру и автору-изобретателю Александру Ивановичу Жихареву. Он всегда мечтал создать инструмент, обладающий ещё более гармоничным звучанием, чем колокол. Страсть к поиску чистого и сильного звука всецело захватила Александра Ивановича ещё в юности. Он самостоятельно изучил многие книги по музыкальной акустике и пришёл к выводу, что плоские колокола, несмотря на свою внешнюю простоту, способны издавать звучание, не уступающее по своим тембровым характеристикам и силе звучания традиционному тюльпанообразному колоколу, а по ряду параметров и превосходящие его.

Были перепробованы различные формы плоских колоколов – квадрат, треугольник, трапеция, овал и т.д. И лишь в 1988 году, после 12 лет целенаправленного поиска, была найдена оптимальная форма, которая позволила получить гармоничный и приятный для слуха звук – ею оказалась прямоугольная форма, имеющая пропорции иконы. Поэтому Александр Иванович назвал своё изобретение «било иконное». Такая пропорция рождает консонирующее трёхзвучие, в результате которого пластина звучит одновременно тремя тонами одного наименования, но из разных октав. Это явление можно зафиксировать при помощи анализатора звуковых сигналов или специальных компьютерных программ, предназначенных для спектрально-акустического анализа звучания колоколов [6],  человек же чувствует результат – удивительно гармоничное и продолжительное звучание, дающее потрясающее  благозвучие и красоту тембра. К такому уникальному акустическому эффекту – возникновению Троицы в звуке, как непременному условию благозвучия, включающему в себя не только музыкально-акустический, но и определённый духовный смысл, стремились все мастера, отливавшие колокола [7].

На Рис.5 можно видеть, как благозвучие проявляет себя на спектрограмме пластины из звонницы Александра Жихарева. По оси абсцисс спектрограммы откладывается частота спектральных составляющих, измеренная в Герцах (Гц), а по оси ординат – амплитуда спектральных составляющих в децибелах (дБ). Пластина настроена на ноту До диез первой октавы и производит колебания с частотой 277 Герц. Для человеческого слуха такое звучание ограничивается единственной нотой. Это и есть основной тон, ядро данного звука. Однако одновременно с нотой До звучат и другие тона, которые называются «обертонами», или «гармониками». Хотя по большей части обертоны на слух неразличимы, каждый из них вносит собственный оттенок в общую окраску или тембр звучания пластины [8].

Рис.5. Спектрограмма пластины размером 277х206 мм

 

Музыкальные особенности пластины, то, как она прозвучит, зависят не только от правильности её геометрических размеров, но и от точного соблюдения пропорций металлов в сплаве и качества его изготовления. При одной и той же геометрии пластины высота звучания тонов может быть неодинакова из-за различий во внутренней кристаллической структуре сплава. Поэтому, с целью удаления скрытых дефектов (раковины, микротрещины), которые неизбежно образуются во время литья, заготовка из высококачественной бронзы тщательно прокатывается. Это позволяет упорядочить структуру металла и добиться высокого качества межкристаллических соединений.

Следующим этапом изготовления пластины является её правильная и точная настройка. В качестве метода воздействия на тоновую структуру звучания применяется изменение геометрии профиля пластины методом подточки, среза или высверливания отверстий в определённых местах, что позволяет получить строго определённое и точное звучание. Для акустически более точного звучания пластины и улучшения её тембровых характеристик выполняются срезы прямых углов пластины. Этим приёмом достигается, чтобы третий (по порядку, а также и уровню звукового давления) звук (тон) звукового спектра имел частоту в 1,5 раза выше основного тона, т.е. стал чистой квинтой. Для каждой пластины величина срезаемых углов рассчитывается индивидуально. Наличие чистой квинты является необходимым, когда предъявляются повышенные требования к качеству и точности звучания музыкального инструмента. Место выполнения среза, подточки или сверления определяется с учётом  многолетнего опыта и интуиции. Каждая пластина по-своему уникальна и неповторима, поэтому любая неточность при обработке способна нарушить протекающие в пластине сложные физико-акустические процессы, в результате чего столь желанное благозвучие может оказаться просто недостижимым. Затем находятся неподвижные «точки покоя» - это точки, которые не участвуют в колебательных процессах пластины. В этих «точках покоя» производится сверление и через них пластина с помощью мягких верёвочных подвесов крепится к перекладине. Вот почему каждая из бил уникальна и не существует ни одной похожей друг на друга. 

Только после выполнения всех перечисленных выше работ заготовка бронзовой пластины превращается в «било иконное» и становится способной в полной мере проявить исключительно высокое качество звучания и его рекордную продолжительность. Для сравнения - чистое время звучания лучших многотонных колоколов составляет около 30 секунд, а «било иконное» звучит в среднем в 4-5 раз дольше. Подобной «певучестью» не обладает ни один из музыкальных инструментов. При этом звук может распространяться на большие расстояния, не меняя своей частоты.

Так, более 20 лет назад, было создано уникальное акустическое явление – «поющая бронза». До этого момента бронза могла лишь «звенеть», но не «пела». В результате древний сигнальный инструмент превратился в совершенно новый музыкальный инструмент. Между ними существует огромная разница, но по-прежнему между собой их роднит лишь принцип - удар молоточком по подвешенному предмету.  

Рис.6. Жихарев А.И.
и звонница из бил (плоских колоколов).

Появление на свет «поющей бронзы», в свою очередь, позволило создать удивительный музыкальный инструмент  -  звонницу из бил  (плоских колоколов), представляющую  собой ладовый подбор настроенных бронзовых пластин, закреплённых на деревянной раме с помощью    мягких    верёвочных   подвесов (Рис.6).Обычно используются одновременно две-три рамы с билами разных регистров. При этом пластины, составляющие звонницу, подбираются особым образом – каждая из них даёт одновременно четыре абсолютно консонирующих звука, а каждый из четырёх звуков следующей пластины абсолютно сонастроен со всеми звуками предыдущей.

Благодаря этому возникает целостное звуковое поле, насыщенное гармонично взаимодействующими друг с другом тонами и обертонами.

Рис.7. Патент на изобретение

Исполнитель при игре на билах может извлекать звуки различного обертонного состава с переменным динамическим рисунком и получать звукоряд любого объёма, в результате чего рождается удивительной красоты мелодия, завораживающая душу.

Таким образом, открываются практически безграничные возможности выражения гармоничного звука, позволяющие превратить игру на билах в настоящее искусство.

В 1991 году звонница из бил Жихарева Александра Ивановича была признана изобретением и ему был выдан патент на «ударный музыкальный инструмент» [9] (Рис.7).

Особые акустические свойства бил проявляются во многом. Например, основной тон бил рассчитывается при ударе в её центр, однако исполнитель может менять место удара, тем самым выдвигая на первое место не основной тон, а тот или иной обертон. Варьируя ритмом и силой удара, а также применяя молотки из различных материалов и с различным весом, можно в широком диапазоне менять вариации звука и получать звон с различным музыкальным выражением.

 

Кроме того, в сравнении с колоколом, при одном и том же весе била звучит на 2-3 октавы ниже. А если необходимо достичь одной и той же высоты звучания как у колокола, то для изготовления било требуется в десятки раз меньше металла, чем на изготовление колокола, что позволяет существенно снизить затраты на его изготовление и избежать проблем связанных с ограничениями по весу при установке на колокольню. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Уставом церковного звона предусмотрено размещение на колокольнях колоколов и бил в различных сочетаниях [10].

Благодаря данному решению во время звона тембры плоских и традиционных колоколов постоянно смешиваются, создавая неисчислимое многообразие темброинтонационных комбинаций, усиливающих эмоционально-чувственное восприятие звона. Анализ записей звучания колоколов и бил подкрепляется результатами музыковедческих и культурологических исследований, исторических, архитектурно-искусствоведческих работ, а также научных изысканий в области музыкальной психоакустики [11].

Об уникальности бил (плоских колоколов) свидетельствует также факт их использования в качестве курантов на Спасской башне Московского Кремля (Рис.8). 

Рис.8. Спасская башня Московского Кремля.

В 1995 году была поставлена задача возродить мелодическое звучание главных часов страны на Спасской башне Московского Кремля. Для решения данной задачи были привлечены сотрудники Института динамики геосфер РАН, представители общества церковных звонарей и ряд других специалистов, которыми были проведены соответствующие исследования [12].

По их окончании, на основании полученных результатов, в качестве источника звука на Спасской башне Московского Кремля вместо традиционных колоколов было решено использовать плоские колокола (била). Изготовление бил и их настройка была выполнена Жихаревым Александром Ивановичем.

Выбор в пользу бил был сделан с учётом следующих факторов:

  • во-первых, била по своим акустическим свойствам не уступают традиционным колоколам, а громкость их звучания такая же, как и у колоколов Спасской башни;
  • во-вторых, что наиболее важно, путём механической обработки бил можно добиться высокой точности воспроизведения основного тона звучания бил. Отклонения столь малы, что на слух их определить практически невозможно;
  • в третьих, количество призвуков у бил намного меньше, чем у колоколов, при этом все они, за исключением обертонов, отстоящих от основного тона на октаву вниз и вверх, очень быстро затухают, что способствует более точному воспроизведению авторской мелодии. Измерения и оценка результатов проводились с помощью измерительного магнитофона TEAC MR-30 и анализатора звуковых сигналов IN-1200 и PC AT-286 (Рис.9).

Спектр, Гц

Тон

Октава

Отклонение цент

Интервал

208

416

602

854,5

Соль#

Соль#

Ре#

Соль#

м.октава

1

2

2

+3,3

+2,9

-57,3

+49

н.октава

прима

квинта

в.октава

Рис. 9. Спектральный состав звучания била Соль # в момент удара, через 1, 2 и 4 секунды.

 

  • в четвёртых, по добротности, или продолжительности звучания, била не уступают колоколам;
  • в пятых, для достижения одного и того же основного тона как у колокола, вес бил в 50-100 раз меньше веса колокола, что позволяет существенно снизить статическую нагрузку на Спасскую башню и уменьшить вибровоздействие при звонах.

Возрождённые куранты из (бил) плоских колоколов заиграли на Спасской башне Московского Кремля 9 августа 1996 года в 12.00, после 58 лет молчания. С их помощью исполнялись две мелодии Михаила Глинки «Славься» и «Патриотическая песня», которая с 1993 по 2000 годы была официальным гимном России.

В настоящее время волшебную музыку звонницы из бил можно услышать в Московском историко-архитектурном музее-заповеднике Коломенское, концертных залах Москвы, Методическом центре Древо Рода, множестве храмов по всей России, а также в Беларуси, Украине, Болгарии, Финляндии, Швейцарии, Италии, Испании, Индии и во многих других странах.

В зависимости от назначения била могут изготавливаться в различном конструктивном исполнении и применяться в оздоровительных центрах, в кабинетах психотерапии (в том числе в качестве музыкального подкрепления при проведении различных вербальных психо­терапевтических техник), в условиях стационара, индивидуально в домашних условиях, а также в концертных залах, в парках, в местах отдыха, храмах и т.д. (Рис.10-15). Многие из них представлены в Методическом центре Древо Рода, где можно не только услышать издаваемые билами звуки изумительной красоты, но и прочувствовать на себе их целительные звуковые вибрации.

Рис.10. Звонница из бил (плоских колоколов).

Уникальный музыкальный инструмент с благозвучным звучанием, способный издавать звуки различного обертонного состава с переменным динамическим рисунком, в результате чего рождается удивительно гармоничная мелодия. На данном инструменте может играть любой желающий, так как для игры на нём не требуется специального музыкального образования.

 

Рис.11. Басовое било.

Плоский колокол большого размера, дающий глубокий, проникающий, благозвучный и насыщенный множеством обертонов звук, способный звучать длительное время. Его звучание способно быстро вывести человека из состояния депрессии или избавить от головной боли, настраивает на позитивное и радостное настроение. Может применяться индивидуально в домашних условиях, в оздоровительных центрах, в кабинетах психотерапии, в условиях стационара и т.д.

Рис.12. Било настольное.

Било иконное небольшого размера, настроенное на определённую звуковую частоту и громкость звучания, для  индивидуального применения в домашних условиях, в оздоровительных центрах, в кабинетах психотерапии, в условиях стационара и т.д. Возможно изготовление на заказ с заданными акустическими свойствами. Является прекрасным подарком для тех, кто ценит красоту звука, здоровье и гармонию души и тела.

 

Рис.13. Круглое било настольное.

Настольное било маленького размера (диаметром до 10см), благодаря компактности и небольшому весу может поместиться даже в дамской сумочке. В диске сведены 2 звука со специально настроенными биениями в диапазоне от 3 до 8 Гц. Может применяться индивидуально в домашних условиях, в оздоровительных центрах, в кабинетах психотерапии (в том числе в качестве музыкального подкрепления при проведении различных вербальных психо­терапевтических техник) и т.д.


Рис.14. Акустический ручей.

Уникальный музыкальный инструмент из 13, 26 или 39 круглых бил, обладающий продолжительным и ни с чем несравнимым звучанием.  При прослушивании издаваемых им звуков создаётся ощущение купания в море радостных звуков, что помогает быстро создать приподнятое и радостное настроение. Может применяться как самостоятельный музыкальный инструмент, так и в сочетании с другими музыкальными инструментами.


Рис.15. Царь-било.

 

Храмовое било весом 2 069 кг, установленное в апреле 2000 года в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Било было отлито Александром Жихаревым и уральскими мастерами. Прекрасная орнаментальная работа выполнена художниками Андреем Шиповским и Андреем Казакевичем. Мощный голос било слышен в радиусе 4 км. 

При желании можно приобрести била (плоские колокола) для личного использования в любом конструктивном исполнении, что позволит в комфортных для себя условиях получить эстетическое наслаждение от прослушивания удивительно чистых звуков, а также сонастроиться с благозвучными звуковыми вибрациями. Немаловажным достоинством бил является их исключительная долговечность и отсутствие необходимости в какой-либо настройке в будущем.

Также возможно изготовление било на заказ с заданными акустическими свойствами – определённой частотой и громкостью звучания, как в виде самостоятельного музыкального инструмента, так и в виде звонницы. Это позволит с помощью акустических волн воздействовать на определённые органы, части тела или на всё тело человека целиком. Для приобретения или размещения заказа на изготовление достаточно направить соответствующую заявку в Методический центр Древо Рода.

Поскольку каждая из пластин в процессе изготовления проходит длительный этап настройки, по окончании которого она становится способной в полной мере проявить свои уникальные акустические свойства, то на каждой пластине ставится авторское клеймо Александра Жихарева, а покупателю выдаётся именной Сертификат с уникальным номером, занесённым в базу данных. Данные меры позволяют покупателю быть уверенным в подлинности приобретаемого инструмента.

При невозможности приобретения бил (плоских колоколов) или прослушивания звуков живой поющей бронзы, можно приобрести аудиозаписи поющей бронзы на компакт-дисках. Однако в этом случае необходимо учитывать, что даже самые современные акустические системы не в состоянии передать в полном объеме весь спектр звуков живой поющей бронзы.

Рис.15. CD-диск 1 (2003) Рис.16. CD-диск 2 (2008)

Поэтому, с целью получения наилучшего результата при прослушивании музыкальных записей, рекомендуем использовать высококачественную акустическую систему, способную воспроизводить максимально широкий диапазон частот и формировать объёмное звуковое пространство. В таком пространстве возникают стоячие звуковые волны, воздействующие на резонансные структуры человеческого тела, оказывающие воздействие не только на органы слуха, но и на всё тело человека, передавая каждой клеточке и каждому органу энергию акустических волн необходимой частоты.

При прослушивании аудиозаписей через наушники целительный эффект звуков поющей бронзы будет ещё ниже, так как даже если наушники качественные, то звук в этом случае будет воздействовать только на органы слуха, а тело при этом будет полностью лишено воздействия акустических волн. Кроме того, при прослушивании музыкальных записей через наушники, отмечается снижение функциональной активности головного мозга по причине превалирования в нём тормозных процессов, что ещё более снижает целительный эффект [13].

 

© Дорошкевич А.Н., 2012       

Методический центр Древо Рода

 

Список литературы:

[1] Мирошина М., Светолитие, цикл стихов, Москва, 2001

[2] Музыкальный энциклопедический словарь, Москва, Советская энциклопедия, 1990

[3] Смоленский С.В., О колокольном звоне в России, 1906

[4] Оловянишников Н., История колоколов и колокололитейное искусство, 1912

[5] ГУЩИНА Виола, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии, 2009

[6] Гусева А.Н., Анализатор wav-файлов (WavProc), Российская академия музыки им.Гнесиных, Москва, 2011

[7] Аристарх (Израилев), прот., Должен ли колокольный звон быть благозвучным? Ярославские епархиальные ведомости, 1882, № 2

[8] Спектрограмма гармонических колебаний бил, 21.10.2010, http://bila.dxi.ru/

[9] Патент на изобретение № 1827140 от 30 мая 1991г., Госпатент СССР

[10] Устав церковного звона, Издательский Совет РПЦ, 2002

[11] Гусева А.Н., Русский колокол как музыкальный феномен, Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва, 2011

[12] Исследования по возрождению курантов Спасской башни Московского Кремля, Институт динамики геосфер РАН,1996

[13] Кривцунов А.Н., Пустовгар А.А., Гольдберг Е.М., Влияние прослушивания музыки в  наушниках на изменение частотного спектра ЭЭГ, Современные наукоемкие технологии, 2005, № 4